Пенсионная реформа Гройсмана. Что изменится для пенсионеров? Пенсионная реформа Пенсионная реформа что нового

Где провести

Изменения в пенсионное законодательство описаны в поданном Кабмином и уже принятом Верховной Радой законопроекте №6614 . Его должен подписать сначала спикер, потом президент, после чего закон будет опубликован. В законопроекте при этом написано, что он вступает в силу задним числом - с 1 октября 2017 года. Часть новшеств начнет действовать с 1 января 2018 года, прописаны постепенные изменения пенсионной системы в течение 10 лет. Поэтому теперь каждый год украинцы будут выходить на пенсию по новым правилам.

Пенсионный возраст

Постепенное повышение требований к стажу

Возраст выхода на пенсию новый закон не изменяет, но он вводит требования к страховому стажу, и они будут повышаться на протяжении 10 лет.

До конца 2017 года еще смогут уйти на пенсию по достижении 60 лет все, кто платил страховые взносы в Пенсионный фонд не менее 15 лет. А с 1 января 2018 года для получения пенсии в этом же возрасте нужно иметь уже от 25 лет стажа, в 2019-м - 26 лет, и так по одному году будет прибавляться до 2028-го, когда 60-летние смогут получать пенсию при стаже от 35 лет.

Для тех, кто не набрал необходимое количество лет, предусмотрен выход на пенсию в 63 года с меньшим стажем: в 2018 году - от 15 до 25 лет, с начала 2019-го - от 16 до 26 и так далее. Этот диапазон в 2028 году должен достигнуть показателей от 24 до 34 лет стажа для 63-летнего пенсионера.

С 1 января 2019 года вступит в силу еще одна норма: если человеку уже исполнилось 65 лет, он сможет уйти на пенсию при страховом стаже не меньше 15 лет.

С 2028 года уйти на пенсию можно будет в любом возрасте со стажем в 40 и больше лет.

Пенсионный возраст для женщин

Законодатели оставили в силе постепенное приведение пенсионного возраста мужчин и женщин к одному показателю для всех - 60 лет. С каждым полугодием женщины будут получать право на пенсию на полгода позже, как и было предусмотрено законом "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". Но в соответствующую статью добавили условие - для ухода на пенсию нужно не только достичь пенсионного возраста, но и иметь необходимый стаж. Повышение же возраста, как и раньше, касается женщин, рожденных до 31 марта 1961 года, так как все остальные уже будут получать право на пенсию на новых основаниях, наравне с мужчинами - в 60 лет. Женщины, рожденные до 30 сентября 1956 года, имеют право на пенсию с 55 лет (всем им на сегодня уже исполнился 61 год).

Для остальных действует такой график:

  • 55,5 года - для рожденных с 1 октября 1956 года по 31 марта 1957 года;
  • 56 лет - для рожденных с 1 апреля 1957 года по 30 сентября 1957 года;
  • 56,5 года - для рожденных с 1 октября 1957 года по 31 марта 1958 года;
  • 57 лет - для рожденных с 1 апреля 1958 года по 30 сентября 1958 года;
  • 57,5 года - для рожденных с 1 октября 1958 года по 31 марта 1959 года;
  • 58 лет - для рожденных с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959 года;
  • 58,5 года - для рожденных с 1 октября 1959 года по 31 марта 1960 года;
  • 59 лет - для рожденных с 1 апреля 1960 года по 30 сентября 1960 года;
  • 59,5 года - для рожденных с 1 октября 1960 года по 31 марта 1961 года.

Досрочные пенсии

Занятые на подземных, горных и особо опасных работах лица, трактористы-машинисты, доярки и свинарки, текстильщицы, сельскохозяйственные работницы с пятью и более детьми, водители пассажирского транспорта смогут уходить на пенсию в 50 или 55 лет. Сколько для этого нужно стажа, в том числе на опасных работах, в законе прописано для каждой категории отдельно. Также предусмотрено постепенное повышение возраста для тех, кто уже в ближайшее время может претендовать на досрочный выход на пенсию по этой норме.

Для всех пенсионеров, которые работали на вредных производствах, планируют создать специальные отраслевые фонды, из которых будут финансироваться их досрочные уходы на пенсию. Пока такие фонды не созданы, пенсии продолжат выплачивать из госбюджета и дополнительных отчислений, которые должны делать предприятия с вредными условиями труда.

Право на пенсию по выслуге лет имеют артисты театрально-концертных и других зрелищных заведений при стаже от 20 до 35 лет, порядок такого выхода на пенсию определяет Кабмин.

Лица с гипофизарным нанизмом (лилипуты) и карлики могут уйти в 45 лет при 20 годах стажа (мужчины) и в 40 лет с 15 годами стажа (женщины). Инвалиды первой группы по зрению и инвалиды с детства первой группы - мужчины в 50 лет с 15 годами стажа и женщины в 40 лет с 10 годами.

Матери пятерых и более детей или матери детей-инвалидов, которые воспитали их до шестилетнего возраста, могут получать пенсию после достижения 50 лет и 15 лет стажа. В последнем случае льготные условия может получить не мать, а отец, но уже в 55 лет и со стажем в 20 лет.

Выйти на пенсию в 55 лет при 25 годах стажа (мужчины) и в 50 лет при 20 годах стажа (женщины) могут военнослужащие и полицейские, которые участвовали в боевых действиях и АТО, а также получившие ранения, увечья или инвалидность в связи со службой, в том числе во время ликвидации аварии на ЧАЭС. Действие этой нормы в некоторых случаях распространяется на супругов и родителей погибших при исполнении служебных обязанностей.

Досрочная пенсия сохраняется для сотрудников СМИ, которые получили во время выполнения служебных обязанностей в местах ЧП ранение, контузию или увечье, - в 60 лет для мужчин со стажем от 25 лет и в 55 лет для женщин со стажем от 20 лет.

Те, кто на момент вступления в силу нового закона имеет право на пенсию по выслуге лет по закону "О пенсионном обеспечении" , также смогут ее получить.

Особенности вычисления страхового стажа

Если для получения пенсии не хватает стажа, его можно будет купить - за один год нужно заплатить 16 896 грн, но таким образом можно себе прибавить не более пяти лет.

В страховой стаж будут засчитываться периоды, когда претендующие на пенсию занимались предпринимательством на упрощенной системе налогообложения, проходили военную службу, были в отпуске в связи с беременностью, родами и уходом за ребенком. Учеба в вузах на дневной форме обучения на условиях госзаказа, в аспирантуре и докторантуре в страховой стаж не засчитывается.

С 1 января 2018-го по 31 декабря 2020 года государство будет платить временную социальную помощь неработающим лицам, которые достигли пенсионного возраста, но не получили права на пенсию из-за нехватки стажа. Размер помощи будет равен прожиточному минимуму для нетрудоспособных граждан на момент назначения помощи.

Размер пенсий

Пенсии будут пересчитаны задним числом - с 1 октября 2017 года. Минимальная пенсия должна соответствовать прожиточному минимуму, установленному на 1 декабря 2017 года, это 1373 грн. При назначении пенсий до конца этого года будет использоваться показатель средней зарплаты за 2014-2016 годы "с применением величины оценки одного года страхового стажа 1,35%", сказано в законопроекте, а в течение 2018 года - средний показатель за 2016-2017 годы с величиной оценки одного года страхового стажа в 1%. Как министр социальной политики Александр Рева, этот показатель в 2017 году составит 3764 грн.

Как пояснил после утверждения законопроекта Радой премьер-министр Владимир Гройсман, в итоге с 1 октября 2017 года минимальная пенсия по новым расчетам составит 1452 грн.

С 1 января 2018 года для достигших 65-летнего возраста и 30-35-летнего стажа (для женщин и мужчин соответственно) минимальный размер пенсии будет составлять 40% от минимальной зарплаты, установленной в законе о госбюджете. В проекте бюджета заложена минимальная зарплата в размере 3723 грн, значит, минимальная пенсия для категории 65+ составит в следующем году 1489,2 грн.

Как и было предусмотрено в предыдущей редакции закона о пенсионном страховании, за каждый дополнительный полный год стажа пенсии будут увеличиваться на 1%. Законодатели добавили норму о том, что максимальный стаж сверх нормы не может быть ограничен.

Принятая ранее формула для расчета размера зарплаты, исходя из которого будет насчисляться пенсия, остается в силе.

Шахтерам и занятым на подземных работах лицам (не менее 15 лет для мужчин и 7,5 года для женщин) минимальный размер пенсии установлен в размере 80%, но не от средней зарплаты шахтера, как было раньше, а от вычисленной по общей формуле зарплаты.

Для тех категорий, которые уже получают пенсии на основании различных профильных законов ("О Кабинете Министров Украины", "О госслужбе", "О судоустройстве и статусе судей" и других подобных), предусмотрены варианты: или перейти на новую систему начисления пенсии, или остаться на старой, но тогда индексация к ним применяться уже не будет до перехода на общие условия. Для части категорий переход будет автоматическим, но можно обратиться в Пенсионный фонд и вернуть свою "старую" пенсию.

В 2019-2020 годах решение о дальнейшем увеличении показателя средней зарплаты для расчета пенсий будет принимать Верховная Рада, а с 2021 года индексация должна происходить автоматически, она будет привязана к индексам роста цен и средней зарплаты.

Накопительные пенсии

С 2019 года в Украине вводятся накопительные пенсии - это второй уровень системы, который должен дополнить первый - традиционные солидарные пенсии. Норма законопроекта предусматривает, что украинцы будут отчислять на государственный счет деньги, из которых потом получат дополнение к пенсии. Отказаться от этого смогут те, кому на 1 января 2019 года до пенсии остается меньше 10 лет. Для того, чтобы накопительная система заработала, законопроект предписывает Кабмину до 1 июля 2018 года создать для этого "институционные компоненты функционирования".

Правительство Российской Федерации представило черновой вариант новой пенсионной реформы, запланированной на 2018 год. В данном обзоре мы постараемся разобрать основные пункты законопроекта, касающегося всех пенсионеров России.

Особых внедрений и инноваций законопроект не подразумевает, однако представители власти заявили, что с 2018 года россияне смогут сами выбирать, какой процент от получаемой заработной платы отчислять себе в пенсионный фонд.

Главные изменения в новой пенсионной реформе 2018 года в России

  1. Данная реформа восстановит накопительные пенсии в 2018 году;
  2. Накопительную часть заменят индивидуальным капиталом;
  3. Государственная пенсия останется;
  4. Россияне будут добровольно отчислять на свои пенсии выбранный процент;
  5. Это может быть от 1 до 50 процентов;
  6. Возраст будущих пенсионеров увеличится.

Изменение системы пенсионных накоплений в 2018 году

По заявлению министра финансов, в 2018 году ожидается принятие нового законопроекта, затрагивающего пенсионные средства. Планируется, что будущие пенсионеры добровольно смогут сами начислять себе пенсионные накопления, причем при действительной необходимости ими можно будет досрочно воспользоваться.

Фомичев по этому поводу высказался негативно: «Граждане РФ не одобрят данный законопроект».

Смотрите также:

В 2018 году произойдет повышение трудовых пенсий

Каждый работодатель обязан уплачивать государству около 20 процентов от заработной платы, 6 из которых являются накопительными. Также напомним, что с 2014 года эти 6 процентов заморожены.

А в новом пенсионном законодательстве Центральный банк (не без помощи Министерства финансов) предлагает заменить эти накопительные проценты индивидуальными пенсионными капиталами (далее – ИПК). Это замена накопительным средствам, которые планируется ликвидировать.

Видео новости о повышении размера пенсий к 2018 году

Новое в пенсионном законодательстве 2018 года — выбор пенсионного фонда

Как описывают многие газетные издания, «Новый проект предполагает увеличить свободу выбора».

Сами представители Минфина заявляют, что в будущем россияне вправе:

  1. Выбирать свой будущий фонд;
  2. Менять этот фонд по желанию;
  3. Выбирать стандартную гарантию или же самому отчислять средства;
  4. Решать, какое количество процентов пойдет на пенсионные средства.

Напомним, что всю эту будущую систему пенсий представители власти называют «добровольной» и заявляют, что это обязательно будет прописываться в самом законопроекте пенсионной реформы 2018 года. Однако всем известно, что за всеми плюсами всегда скрываются подводные камни.

Смотрите также:

Изменения пенсионного возраста в 2018 году: свежие новости и комментарии экспертов

Пока этот закон лишь в разработке, поэтому мы не можем говорить о гарантиях того, что у каждого будет возможность сделать этот выбор (к тому же за этим всегда стоит огромный перечень документов, которые необходимо будет предоставить).

Как говорится, «Поживем – увидим».

Новости пенсионной реформы 2018 — самостоятельный выбор пенсионного фонда

Главные изменения в пенсионной реформе 2018 года

  • Глава банка заявила, что обязательная социальная гарантия, то есть базовая страховая выплата от государства, останется;
  • Будущие пенсионеры будут сами решать, увеличивать или уменьшать свои пенсионные начисления, а от государства будут соответствующие стимулы. Причем, по заявлению Минфина, желающие остаться на базовой социальной гарантии будут иметь полное право это сделать;
  • Свободный выбор будет касаться не только увеличения или уменьшения поступающих пенсионных средств, но и выбор фонда, из которого непосредственно будут распределяться эти средства. Причем они также будут иметь право поменять фонд через некоторое время.

Напомним, что под будущие изменения попадают только начинающие работать или же разительно отдаленные по возрасту от пенсионного. Если же люди преклонного возраста также захотят принять участие в данном проекте, то им необходимо будет предоставить определенный пакет документации непосредственно в сам пенсионный фонд.

Смотрите также:

Прожиточный минимум пенсионера в 2018 году

Реформа пенсионного возраста в 2018 году

Люди преклонного возраста – это извечная тема в государственной политике. Очень сложно установить единый возраст для пенсионеров, поскольку россияне не отличаются долгой жизнью.

К тому же, все эти вопросы настолько щепетильны, что затрагивают не только заинтересованные стороны (пенсионеров), но и сами интересы государства, а в частности экономическую политику.

Увеличение пенсионного возраста в России в 2018 году планируется в соответствии с предоставленными прогнозами об увеличении лет жизни россиян и вместе с тем позволит улучшить качество всей экономической системы.

Увеличение пенсионного возраста с 2018 года

Планируется повысить возраст до 63 лет, как для мужчин, так и для женщин. Более конкретно это было рассмотрено в программе на 2017 – 2018 года о бюджетной политике.

Суть этой программы заключается в том, что каждый год пенсионный возраст будет увеличиваться лишь на полгода, пока не достигнет необходимой границы. Эта программа не затрагивает нынешних пенсионеров или же людей, достаточно близких к границам такого возраста.

В этой статье я хочу сделать обзор важных изменений, которые влечет за собой пенсионная реформа в Украине 2017 года , закон о которой уже принят, подписан президентом и вступит в силу с 2018 года. Ознакомившись с этой статьей, вы узнаете, что изменится в пенсионной системе страны, каким будет возраст выхода на пенсию, как будет рассчитываться пенсия и многие другие важные моменты. Ну а хорошо это или плохо конкретно для вас – сможете сделать выводы сами. Итак, начнем.

Закон о пенсионной реформе в Украине был принят Верховной Радой 3 октября 2017 года и подписан президентом 7 октября. Это закон №6614 от 22.06.2017 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий”, который частично вступил в силу задним числом – с 1 октября 2017 года (с этого числа будет произведено повышение пенсий), а в полной мере вступит в действие с 1 января 2018 года.

Пенсионная реформа в Украине – одно из требований – крупнейшего кредитора страны. Далее предлагаю вашему вниманию обзор основных нововведений принятой пенсионной реформы.

Повышение пенсий в Украине с 1 октября 2017 года.

С 1 октября 2017 года в Украине повысят пенсии для большинства нынешних пенсионеров, в законе для этого придумали специальный термин – “осовременивание”. А именно:

  • Минимальная пенсия для граждан, у которых недостаточно страхового стажа (что это такое – об этом далее) вырастет с 949 до 1373 гривен (на 424 грн или на 45%);
  • Минимальная пенсия для граждан, у которых достаточно страхового стажа, вырастет с 1312 до 1452 гривен (на 140 грн или на 11%);
  • Среднее повышение пенсии украинских граждан с 1 октября 2017 года составит около 700 гривен;
  • При этом примерно на 200 гривен вырастет пенсия 1,3 млн. пенсионеров, на 200-500 гривен получат больше 1,2 млн. пенсионеров, на 500-1000 гривен – 2 млн. пенсионеров, и более чем на 1000 гривен – 1,1 млн. пенсионеров;
  • В целом, будет пересчитана пенсия примерно 9 млн. пенсионеров.

Пересчет пенсий будет производиться автоматически, они будут рассчитаны и выплачены уже в новом объеме, как обещают в правительстве, на протяжении 2-3 недель. При этом, тем пенсионерам, которым уже произведена выплата пенсии за октябрь по старому расчету, будет произведен перерасчет и доплата.

В целом, как правило, чем больше лет назад человек вышел на пенсию, тем большую прибавку к пенсии он сейчас получит после осуществления пересчета.

Какой будет пенсия после пенсионной реформы в Украине?

Главных критериев, от которых будет зависеть новый размер пенсии два: страховой стаж и получаемая заработная плата. До пенсионной реформы 2017 года был еще третий учитываемый показатель – средняя зарплата в Украине, но теперь от его использования решили отказаться, и при перерасчете пенсий будет использоваться единый для всех размер средней зарплаты 3674,40 грн (из расчета за последние 3 года: 2014-2016).

Также при перерасчете учтен размер прожиточного минимума, установленного на декабрь 2017 года, равный 1452 грн – именно такой размер минимальной пенсии получат граждане, отработавшие положенный страховой стаж. Ранее минимальная пенсия была ниже уровня прожиточного минимума, что было несправедливо.

Также ранее возникала ситуация, при которой люди, отработавший одинаковый стаж в одной и той же отрасли, но вышедшие на пенсию в разные годы, получали существенно разную пенсию, теперь проведенная пенсионная реформа исключает этот вариант.

Пенсионная реформа отменяет снижение пенсии на 15% для работающих пенсионеров, практиковавшееся до настоящего времени, теперь работающие будут получать такую же пенсию, как и неработающие.

При этом с их заработных плат будут производиться все полагающиеся отчисления в виде налогов и сборов, в том числе и в Пенсионный фонд.

Также отменяется снижение пенсии женщинам, воспользовавшимся правом досрочного выхода на пенсию в 55 лет. Когда их возраст превысит пенсионный на количество месяцев досрочного выхода на пенсию, им будут производиться выплаты в 100% объеме.

А вот пенсии жителям горной местности будут увеличены на 20%.

Формула расчета пенсии в Украине.

Пенсионная реформа в Украине 2017 года устанавливает следующую формулу расчета пенсии.

РАЗМЕР ПЕНСИИ = СЗ * ИКЗ * КС
  • СЗ – Размер средней зарплаты (на данный момент он для всех одинаковый, и составляет 3674,40 грн, далее будет меняться);
  • ИКЗ – Индивидуальный коэффициент зарплаты (определяется как соотношение получаемой зарплаты к средней зарплате);
  • КС – Коэффициент страхового стажа (определяется как количество лет страхового стажа, умноженное на размер оценки одного года страхового стажа).

Ранее коэффициент страхового стажа принимали равным 1,35, но теперь он будет равен 1, зато пенсии теперь будут ежегодно индексироваться.

Индексация пенсий в Украине.

Пенсионная реформа в Украине вводит норму автоматической ежегодной индексации пенсий, которая начнет производиться с 2019 года с целью защиты пенсионеров от .

Законом установлена следующая норма: размер индексации будет определяться возможностями Пенсионного фонда, но он не может быть менее 50% роста средней зарплаты за 3 года и менее 50% роста индекса потребительских цен (это и есть уровень инфляции).

Пенсионный возраст в Украине. Страховой стаж.

Реформа 2017 года напрямую не предусматривает повышения пенсионного возраста, но предусматривает повышение требований к страховому стажу.

Страховой стаж – это время работы гражданина, в течение которого с его доходов производились удержания в пенсионный фонд в размере не ниже минимального страхового взноса. Страховой стаж – это не то же самое, что трудовой стаж, и чаще всего он меньше трудового.

Помимо непосредственно трудовой деятельности, в страховой стаж входят:

  • Период прохождения воинской службы;
  • Период отпуска по уходу за ребенком до 3 лет;
  • Период прохождения профподготовки, переподготовки, повышения квалификации с отрывом от производства, без сохранения зарплаты и с выплатой стипендии;
  • Период получения пособий по уходу за ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы или престарелым, нуждающимся в уходе по заключению медучреждения, либо достигшим 80-летнего возраста;
  • Период оплаты добровольных страховых взносов в Пенсионный фонд на основании договора о добровольном участии.

На текущий момент необходимый минимальный страховой стаж для получения пенсии составляет 15 лет. С момента вступления в силу пенсионной реформы он начнет постепенно расти, и пенсионеры, имеющие разный стаж, будут выходить на пенсию в разном возрасте: 60, 63 или 65 лет.

Чем младше на сегодняшний день человек, тем больший страховой стаж ему потребуется для выхода на пенсию.

Вот некоторые нормы закона:

  • С 2018 года для выхода на пенсию в 60 лет потребуется страховой стаж не менее 25 лет, те, у кого страховой стаж от 15 до 25 лет, смогут получать пенсию только с 63 лет, менее 15 лет – с 65 лет;
  • С 2028 года минимальный страховой стаж для выхода на пенсию будет составлять 35 лет;
  • С 2028 года граждане, наработавшие страховой стаж 40 лет, получают право выхода на пенсию в любом возрасте (даже менее 60 лет).

При этом пенсионная реформа 2017 года вводит возможность докупить себе страховой стаж, то есть, заплатить определенную сумму страховых взносов единоразово, чтобы выйти на пенсию раньше.

1 год страхового стажа на текущий момент стоит около 16,9 тыс. гривен, 5 лет – 84,48 тыс. гривен. Купить более 5 лет страхового стажа невозможно.

Насколько выгодна такая “сделка” – необходимо просчитывать в каждом случае индивидуально.

Досрочный выход на пенсию.

Пенсионная реформа в Украине 2017 года оставляет право досрочного выхода на пенсию для некоторых категорий граждан:

  • Военнослужащих – участников боевых действий (выход на пенсию в 55 лет);
  • Матерей, воспитывающих 5 и более детей или инвалидов с детства (выход на пенсию в 50 лет);
  • Артистов при наличии трудового стажа 20-35 лет;
  • Журналистов, получивших ранения, контузии, увечья в “горячих точках” при занятии профессиональной деятельностью;
  • Ликвидаторов чернобыльской аварии;
  • Лилипутов и карликов.

Временная государственная социальная помощь.

В 2018-2020 годах неработающие лица, достигшие пенсионного возраста, имеющие страховой стаж не менее 15 лет, но не получившие права на получение пенсии, будут получать временную государственную социальную помощь в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Пенсионная реформа отменяет спецпенсии.

Пенсионная реформа в Украине 2017 года отменяет большую часть специальных (повышенных) пенсий. Теперь их не будут получать судьи, депутаты, государственные служащие, прокуроры, дипломаты, научные работники.

Исключение здесь составляют военнослужащие и работники силовых структур – для них спецпенсии будут сохранены, но тоже произойдет их “осовременивание”. Как именно это будет происходить – пока неизвестно, по этому поводу должны быть приняты дополнительные законодательные акты:

  • До 1 ноября 2017 года должен быть подготовлен законопроект об осовременивании пенсий военнослужащим;
  • После принятия этого закона в течение полугода должны быть подготовлены законопроекты о введении профессиональной пенсионной системы для отдельных категорий профессий и о порядке получения пенсий, которые граждане не смогли получить, находясь на временно неподконтрольных Украине территориях.

Накопительная пенсионная система.

Пенсионная реформа в Украине предусматривает введение с 2019 года второго уровня пенсионной системы – накопительной пенсии, который будет сосуществовать одновременно с солидарной системой. Согласно этой норме, каждый гражданин будет производить отчисления на специальный личный накопительный счет, с которого впоследствии будет получать дополнительные пенсионные выплаты. Ответственность за сохранность средств на этих счетах возлагается на государство.

Как узнать свой страховой стаж и размер пенсии?

Чтобы узнать свой страховой стаж, размер пенсии и другие, касающиеся этого, персональные данные, можно получить доступ в личный кабинет на сайте Пенсионного Фонда Украины. Для этого потребуется написать письменное заявление в ПФУ, после обработки которого вам выдадут специальный код для создания личного кабинета.

В личном кабинете ПФУ вы сможете увидеть свой страховой стаж и все свои взносы в фонд, начиная с 2000 года.

Пенсионная реформа в Украине – 2017: плюсы и минусы.

В заключения хочу выделить основные плюсы и минусы, которые несет в себе пенсионная реформа.

Пенсионная реформа в Украине, плюсы:

  1. Проведение реформы, как планируется, позволит постепенно сокращать и в результате вообще упразднить дефицит бюджета пенсионного фонда, который сейчас очень велик (141,5 млрд. грн = около 5 млрд. долларов в 2017 году), и его приходится покрывать из государственного бюджета.
  2. Постепенное внедрение накопительной пенсионной системы наряду с солидарной – это уже отлично зарекомендовавшая себя и более справедливая мировая практика (чем больше человек внес – тем больше получит).
  3. Упрощение способа расчета и начисления пенсий. До пенсионной реформы это все производилось на основе более 25 законодательных актов и более сложных формул, теперь 1 закон и простые, понятные формулы расчета.
  4. Упразднено снижение пенсий работающим пенсионерам.
  5. Появилась возможность купить страховой стаж – у людей есть выбор.

Пенсионная реформа в Украине, минусы:

  1. Фактически пенсионный возраст будет постепенно повышаться, только неявным, скрытым способом.
  2. Некоторые периоды, которые ранее учитывались в страховой стаж, теперь не будут учтены (например, во многих случаях обучение в ВУЗе, нахождение в декретном отпуске и т.д.).
  3. Сниженный с 1,35 до 1 коэффициент стажа фактически на треть уменьшит размер рассчитываемой пенсии.
  4. Категории граждан, ранее получающие спецпенсии, перестанут их получать, например, те же государственные служащие.
  5. Внедренные принципы пенсионной системы, основанные на опыте развитых стран, могут плохо адаптироваться к условиям Украины. Например, взносы на накопительную пенсию могут сильно обесцениваться инфляцией и девальвацией.

Вот такие нововведения сулит пенсионная реформа в Украине 2017 года. Хорошо это или плохо – судите сами.

На мой взгляд, в принципе, рассчитывать на государственную пенсию бесперспективно: для того, чтобы достойно встретить старость, необходимо самостоятельно создавать себе альтернативные источники пассивного дохода. Самые доступные варианты таких источников я описывал в статье И в других статьях сайта очень много информации по этому поводу. Поэтому, я рекомендую не слишком переживать об изменениях, которые несет в себе пенсионная реформа, а переключать свое внимание на то, что зависит непосредственно от вас, на что вы сами в состоянии оказать влияние.

Спасибо вам за внимание, надеюсь, что теперь у вас сложилась определенная картина того, что представляет собой пенсионная реформа в Украине 2017 года. До новых встреч на страницах сайта!

В 2019 году начался новый этап пенсионной реформы в России, повышен пенсионный возраст (до 60 и 65 лет для женщин и мужчин), введены новые правила при расчете пенсионного обеспечения, произведена индексация размера пенсионных выплат. Любые реформы волнуют огромное число россиян часть жителей России, а вот пенсионная реформа затронет практически все население, давайте разберемся, что ожидает пенсионеров и тех, кому еще предстоит выйти на пенсию, к чему готовиться, на что обратить внимание.

Еще в 2013 году Президент подписал закон, который утвердил специальную систему гарантированных пенсионных накоплений, но данный закон является лишь малой частью из целого пакета инициатив правительства по вопросам пенсионной реформы. Углубляясь в закон, становится понятно, что в Российской Федерации формируется двухуровневая система гарантирования прав застрахованных граждан. Другими словами, система состоит из двух составляющих - это обязательное пенсионное обеспечение + добровольные пенсионные накопления. Как можно формировать эти добровольные пенсионные накопления? Планировалось, что будут задействованы следующие источники для этих целей: различные негосударственные пенсионные фонды и взносы государственного Пенсионного фонда. Однако Правительство постановило «заморозить» накопительную часть пенсии с целью ее перевода в распределительную систему до 2021 года. Практически это выглядит следующим образом: у большей части российских граждан в Пенсионном фонде «лежала» накопительная часть пенсии, на которую начислялись проценты, а с 2014 года этот механизм прекратил функционировать.

Само понятие «трудовая пенсия» постепенно «стирается» и остается в прошлом, и сегодня вместо этого термина используется «страховая пенсия», а размер страховой пенсии по старости зависит от того сколько баллов «заработал» пенсионер за время своего трудового стажа. Каждый год эти пенсионные баллы будет корректироваться с учетом инфляции.

Еще одним важным моментом пенсионной реформы можно назвать включение в страховой стаж периода ухода за ребенком только до 1,5 лет, но в сумме не больше 6 лет в общей сложности, если детей у женщины было несколько.

Как пенсионная реформа затронет работающих пенсионеров?

Начиная с 1998 года, не было никакой законодательной базы, устанавливающей ограничения в получении пенсионного обеспечения для тех пенсионеров, которые продолжают трудиться уже перешагнув отметку пенсионного возраста и выйдя на заслуженную пенсию. Но правительство посчитало, что эти «послабления» приводят к неэффективному расходованию средств Пенсионного Фонда и дополнительных расходов из федерального бюджета.

С 2015 года правительство приняло решение ввести определенные ограничения для работающих граждан, получающих страховую пенсию по старости, плюс к этому изменить алгоритм бальной системы (которая для многих и так оставалась непонятной).

  1. Когда у пенсионера, который работает, не происходит формирование накопительной части будущей пенсии, то при перерасчете он сможет получить максимальное количество балов не более 3.
  2. В случае формирования накопительной части пенсии, при перерасчете количество баллов будет составлять не более 1,875.

На пресс-конференции при Российском инвестиционном форуме в Сочи в феврале 2019 года глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов заявил журналистам, что по его данным более половины россиян (56%) показывают высокий уровень пенсионной грамотности, но вот молодежь (до 40 лет) показывает крайне низкое понимание принципов и механизмов начисления пенсионных баллов.

Чуть более половины россиян (56%) показывают высокий уровень пенсионной грамотности. Об этом сообщил глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Поэтому глава ПФР предлагает ввести в школьный курс изучение аспектов пенсионной системы в России: «Нам бы хотелось, чтобы во всех образовательных программах элемент пенсионного страхования был введен, чтобы он более четко объяснялся, это повысит интерес к этому продукту, и молодые люди, которые выходят на работу, будут сразу задавать правильные вопросы».

Что такое «пенсионные баллы» и как это работает?

С 2015 года реформа пенсионной системы России ввела страховую пенсию по старости, которая формируется с применением баллов (индивидуальных пенсионных коэффициентов), которые начисляются будущему пенсионеру за каждый год его трудовой деятельности (официальной). В основе начисления количества пенсионных баллов за год лежат страховые взносы, которые работодатель официально платит за своего работника на обязательное пенсионное страхование.

Пенсионный балл оценивает каждый календарный год трудовой деятельности гражданина с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в ПФР. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии по тарифу 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженному на 10.

Количество баллов за год имеет ограничение. Так например в самом начале реформы, вводившей баллы, максимальное значение баллов в 2015 году при направлении страховых взносов только на формирование страховой пенсии составляло 7,39.

В расчете и формировании будущей пенсии участвуют и нестраховые периоды, то есть время, когда человек вынужденно не работал - за каждый такое нестраховой год начисляется определенное количество пенсионных баллов:

  • период прохождения военной службы по призыву – 1,8 балла;
  • периоды ухода одного из родителей за детьми до достижения ими возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности: за первым ребенком – 1,8 балла, за вторым – 3,6, за третьим или четвертым – 5,4;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным гражданином за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет – 1,8 балла;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности – 1,8 балла;
  • период проживания за границей супругов дипломатов, консулов, сотрудников представительств исполнительных органов РФ, работников торговых представительств и государственных учреждений РФ, находящихся за границей, и сотрудников некоторых международных организация (перечень которых утвержден правительством РФ), но не более 5 лет в общей сложности – 1,8 балла.

Если гражданин работал с отчислением страховых взносов в один из таких периодов, то при назначении ему страховой пенсии по старости у него будет право выбора, какие баллы использовать при ее расчете: за период работы, либо за нестраховой период.

Важно! Любой неработающий гражданин может добровольно уплачивать за себя страховые взносы в Пенсионный фонд, либо за него такие взносы может уплачивать любой другой человек (не обязательно родственник или супруг/супруга). Такая норма введена пенсионной реформой, чтобы граждане, не имеющие официального трудоустройства, но обладающие денежными средствами, могли обеспечить себе право на страховую пенсию по старости. Однако, можно «докупить» только половину страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

Основные минусы пенсионной реформы 2019 года:

  • Повышение пенсионного возраста до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин.
  • Сложнейшая формула для расчета пенсии, практически непонятная даже на начальных этапах простому обывателю.
  • Заморозка накопительной части пенсии.

В целом пенсионная реформа в России встречается в общества с негативными оценками, люди до конца не понимают смыслов и целей реформирования пенсионной системы, недовольство вызывает и увеличение пенсионного возраста, хотя это общемировая практика. Можно отметить неудовлетворительную работу пресс-службы и руководства ПФР в плате разъяснения населению принципов и целей пенсионного реформирования.

Подводя итоги можно отметить, что пенсионная система реформирует не от хорошей жизни, а по ряду причин, это и демографический провал 90х, это и рост отношения числа работающих (и отчисляющих пенсионные взносы) к числу пенсионеров. Суть пенсионной реформы на сегодняшний день состоит в том, что для получения достойной пенсии работать придется долго и с высокими официальными пенсионными отчислениями. Если при устройстве на работу вам предлагают зарплату в конверте, или оформление на неполную ставку (чтобы уйти от налогов и пенсионных отчислений в полном объеме) - стоит найти более честного работодателя. Только белая зарплата, при чем проверять делает ли ваш работодатель отчисления в пенсионный фонд необходимо регулярно! Для этого можно воспользоваться личным кабинетом на официальном сайте ПФР, либо личного кабинета на сайте Госуслуг.

Основными причинами по коренному изменению пенсионных отношений стали следующие: низкий размер пенсии, малый учёт вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства.

Пенсионная реформа в Российской Федерации

Основными причинами по коренному изменению пенсионных отношений стали следующие: низкий размер пенсии, малый учёт вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства, невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.

Принятие новых законов в конце 2001 года, которые дали старт новой пенсионной реформе позволяют решить несколько задач.

Первая задача пенсионной реформы – вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счёт этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. С учетом размеров скрытой части заработной платы здесь возможен рост в 2 – 2,5 раза. И это даёт основание прогнозировать такой же рост пенсий, - естественно, при условии предсказуемого получения доходов.

Без серьёзных стимулов ни работники, ни тем более работодатели не будут торопиться выводить заработные платы из тени – из конвертов страховых схем и т. п.

Следовательно, второй задачей пенсионной реформы является создание стимулов для работающих к полной уплате взносов со всего объёма своих доходов. А для этого была отменена система учёта пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку она не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель, во – первых, учитывает весь денежный капитал, внесённый каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во – вторых, закрепляет их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником. А потом после его выхода на пенсию, эти обязательства должны выполняться в полном объеме, с учётом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы его трудовой деятельности.

При этом средства, перечисляемые в пенсионную систему, должны обеспечивать гражданину более высокий доход, чем сбережения их в банке или страховой компании.

Наконец, третья задача, которую должна решить реформа, - это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданами по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчёт о состоянии заработанных им пенсионных прав – в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объём пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объёмах он индексировался и т. д. Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиться их изменения.

Решив эти основные и ряд ещё более частных задач, пенсионная реформа позволит сформировать новую пенсионную модель – более простую, более удобную для расчётов, более понятную гражданам. И, главное, обеспечивающую более высокий уровень пенсий – как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.

Глава 1. Структура пенсионной системы.

1.1 Виды пенсий

В ходе проведения пенсионной реформы предусматривается, что пенсионная система в РФ (как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организованных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий) состоит из следующих частей:

Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счёт ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством.

Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наёмным и само занятым работникам, а так же страховой части пенсии инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счёт накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

1.2 Виды и структура трудовых пенсий.

Наибольший удельный вес выплат из бюджета Пенсионного фонда РФ составляют расходы на выплату трудовых пенсий. Они подразделяются на три вида:

По старости

По инвалидности

По случаю потери кормильца

Лицам, имеющим право одновременно на различные виды пенсий, устанавливается только одна пенсия по их выбору. Данное ограничение связано с тем, что размер страхового обеспечения по определению не может быть выше дохода от трудовой деятельности застрахованных лиц, однако, эта норма не исключает возможности одновременного получения трудовой и государственной пенсий (инвалиды и участники войны, родители и вдовы погибших военнослужащих, участники ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АС).

Трудовая пенсия складывается из двух или трёх частей. Концепция многозвенной пенсии направлена на достижение трёх целей пенсионного обеспечения:

Борьба с бедностью

Компенсация утраченного заработка

Обеспечение материальной достаточности

В отношении всех трёх видов трудовых пенсий существует одно общее назначение – наличие определённой продолжительности трудового стажа, однако, если для приобретения права на пенсию по старости требуется не менее 5 лет для приобретения стажа, то пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего кормильца не менее одного дня страхового стажа.

Другое условие всегда является особенным, отличающим данный вид трудовой пенсии от остальных. Для пенсий по старости – это достижение пенсионного возраста (60 – мужчинам и 55 лет – женщинам), для пенсий по инвалидности – наступление инвалидности (независимо от её причины), повлекшие ограничение способности к трудовой деятельности, а для пенсий по случаю потери кормильца – нахождение на иждивении умершего кормильца нетрудоспособного лица, связанного с ним строго определёнными родственными отношениями.

Серьёзной правовой новеллой в новом законодательстве явилось снижение стажевого требования с 25 – 20 до 5 лет, таким образом по существующим сегодня правилам для приобретения права на пенсию по старости достаточно иметь не менее 5 лет трудового стажа. Это позволяет застрахованному получить трудовую пенсию по старости до достижения возраста 60 лет (мужчинам) и 55 лет (женщинам). При отсутствии требуемой продолжительности трудового стажа можно рассчитывать лишь на социальную пенсию, которая устанавливается на 5 лет позже, т. е. в 65 лет (мужчинам) и 60 лет (женщинам).

1.3 Составляющие трудовой пенсии.

Идея лежащая в основе пенсионной реформы проста, пенсия должна складываться из трех частей: базовая, страховая, накопительная.

Пенсия по новой пенсионной модели должна быть не назначена человеку государством, а заработана им.

Базовая часть устанавливается в твердой сумме для всех пенсионеров. По состоянию на 1 января 2002 года она составляла 450 рублей, за прошедший период она трижды индексировалась и на первое февраля 2003 года она составила 553 рубля 74 коп..

Страховая часть устанавливается в зависимости от уплаченных в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, эта часть пенсии финансируется по распределительному методу (т. е. взносы нынешних работающих граждан распределяются на выплату пенсий нынешних пенсионеров). Размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в течении всей его трудовой деятельности делённое на нормативно установленный ожидаемый период выплаты пенсий.

Накопительная часть устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в накопительную часть пенсионной системы с учётом инвестиционного дохода от их размещения и ожидаемого периода выплаты пенсии.

Из выше указанного следует, что пенсия является трёхуровневой, соответственно, и средства, которые направляются на пенсионное обеспечение работников распределены на три потока.

Первая - часть налог 14 %. Он поступает в федеральных бюджет и направляется на финансирование базовой части трудовой пенсии.

Вторая – страховой взнос (14 %; 12 % - в зависимости от возраста застрахованного гражданина, в зависимости от принадлежности работника к определённой возрастной группы), поступает непосредственно в Пенсионный фонд РФ. Соответствующие суммы отражаются на индивидуальном счёте конкретного работника и направляются на финансирование текущих обязательств пенсионной системы. При выходе работника на пенсию государство гарантирует ему выплату эквивалента (с учётом роста заработной платы в стране за этот период) той суммы, которая поступила на его счёт.

Третья часть – страховой взнос (начиная с 2006 года), поступает в Пенсионный фонд РФ, отражается в специальной части индивидуального лицевого счёта конкретного работника и направляется на финансирование пенсий только в момент выхода данного работника на пенсию. Поступившие средства образуют персонифицированный резерв пенсионной системы. Направляемый на инвестирование, доход от которого так же фиксируется на индивидуальных счетах застрахованных лиц.

Порядок определения трудовой пенсии принципиальным образом отличается от ранее действующих правил. Базовая часть пенсии устанавливается в фиксированном размере, которая дифференцируется в зависимости от возраста пенсионера, степени ограничения к трудовой деятельности и наличия на его иждивении нетрудоспособных членов семьи.

Страховая часть трудовой пенсии по старости и инвалидности определяется путём деления расчётного пенсионного капитала соответствующего лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии. Страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по схожей схеме с той лишь разницей, что во внимание принимается расчётный пенсионный капитал умершего кормильца, который дополнительно делится ещё и на количество нетрудоспособных членов семьи, являющихся получателями пенсий, установленных в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается пенсия данному нетрудоспособному члену семьи.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости после завершения пенсионной реформы составит 19 лет. Вместе с тем установлен переходный механизм, согласно которому с 1 января 2002 года указанный период составил всего лишь 12 лет и он ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения 16 лет, а затем на один год до достижения 19 лет.

При назначении трудовой пенсии по старости позднее 60 – 55 лет ожидаемый период выплаты пенсии по старости сокращается на каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста. При этом ожидается период выплаты пенсии по старости, применяемый для расчёта размера страховой части пенсии по старости. Не может составлять менее 14 лет, в течении переходного периода – 10 лет.

Данная мера, экономически стимулирующая более поздний выход на пенсию, позволяет обойтись без принятия непопулярного в обществе решения об увеличении пенсионного возраста.

Накопительная часть трудовой пенсии по старости и по инвалидности определяется путём деления пенсионных накоплений соответствующего лица, учтённых в специальной части индивидуального лицевого по состоянию на день, с которого назначается пенсия, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости. Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности устанавливается не ранее дня достижения инвалидом пенсионного возраста.

Размер трудовой пенсии определяется путём суммирования всех составных частей соответствующего вида пенсии. Новым законодательством определён порядок перерасчёта и индексации (корректировки), установленного вида пенсии. Перерасчёт производится при наступлении обстоятельств, индивидуальным образом влияющих на изменение размера пенсии, как в сторону его увеличения, так и снижения. Это может иметь место при достижении пенсионером возраста 80 лет, изменение группы инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей пенсии по случаю потери кормильца. Кроме того, если пенсионер проработает после назначения или предыдущего перерасчета страховой части пенсии по старости или по инвалидности, то приобретет право на перерасчет пенсии с учетом дополнительного капитала.

Дополнительный капитал можно не только «заработать» и «сэкономить» в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (полностью или в определенной пенсионером части) не менее чем в течение 12 месяцев со дня назначения или предыдущего перерасчета пенсии.

Принципиально важно то, что при перерасчете страховой части пенсии по указанным основаниям ожидаемый период выплаты пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части пенсии. Пари этом применяются те же ограничения, которые действуют при сокращении указанного периода в случае более позднего назначения страховой части пенсии.

Индексация, или корректировка, осуществляется только в общем для всех пенсионеров порядке и не может повлечь за собой уменьшение размера пенсии (за исключением одного случая). Размер страховой части трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточнения по результатам данных индивидуального (персонифицированного) учета ранее представленных страхователем сведений о сумме страховых взносов, уплаченных им в ПФР, принятых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера этой части пенсии. Такая корректировка производится с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится назначение или перерасчет пенсии.

Порядок индексации зависит от частей трудовой пенсии.

Базовая часть трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете ПФР на соответствующий финансовый год.

Страховая часть трудовой пенсии индексируется по смешанному механизму (путем авансирования и путем доплаты).

При росте цен за календарный квартал не менее чем на 6 % страховая часть трудовой пенсии будет индексироваться раз в три месяца - с первого числа очередного квартала. При меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 % за полугодие - раз в шесть месяцев. В случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 % индексация страховой части трудовой пенсии производится один раз в год с 1 февраля.

В том случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации превысит общий (суммарный) коэффициент произведенной индексации по ценам за предшествующий год, то с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части пенсии на соответствующую разницу, которое не может превышать индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера.

Что касается накопительной части трудовой пенсии, то она подлежит как перерасчету, так и индексации, которые производятся в совершенно особом порядке.

При назначении трудовой пенсии, в состав которой входит накопительная часть, средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного, списываются с этого счета и не принимаются во внимание при перерасчете данной части пенсии.

В случае продолжения трудовой деятельности после назначения пенсии, в состав которой входит накопительная часть, один раз в три года производится перерасчет этой части пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета за период, истекший с даты назначения указанной пенсии либо последнего перерасчета ее накопительной части.

Перерасчет накопительной части трудовой пенсии производится путем суммирования накопительной части трудовой пенсии по состоянию на дату, с которой производится соответствующий перерасчет, с результатом, получаемым при делении суммы дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета за период, истекший с даты назначения трудовой пенсии, в состав которой входит накопительная часть пенсии, либо последнего перерасчета этой части пенсии, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, определяемого по состоянию на день, с которого производится указанный перерасчет. При этом дополнительные средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, списываются с этого счета.

Кроме того, накопительная часть трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты пенсии по старости.

Итак, модифицированный порядок назначение пенсии даёт явные преимущества над старой моделью. Сегодня заработная плата учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа, тогда как в старой – заработная плата свыше 2000 рублей при назначении не учитывалась и направлялась на перераспределение – в пользу тех, кто получал меньше. Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсий зависит от заработной платы.

Глава 2. Конвертация пенсионных прав в капитал

В целях реализации положений Программы пенсионной реформы в Российской Федерации в части обеспечения равных возможностей для разных возрастных групп населения предусматривается оценить приобретенные ими пенсионные права по состоянию на 1 января 2002 года, гарантированные действовавшим до этой даты пенсионным законодательством, путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

1.1 Основные положения конвертации

Начальный пенсионный капитал (ПК) определяется исходя из расчетного размера пенсии по старости (РП) при ее условном установлении 1 января 2002 года всем застрахованным лицам по формуле (1):

ПК = (РП - БЧ) x Т, где

БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по старости на момент введения нового пенсионного законодательства, составляющий 450 руб.,

Т - ожидаемый период выплаты пенсии - 19 лет (228 месяцев).

Формула (1) вытекает из нового порядка определения размера трудовой пенсии по старости (П) суммированием размеров ее базовой, страховой и накопительной частей: П = БЧ + СЧ + НЧ, где

БЧ - базовая часть пенсии по старости,

СЧ - страховая часть пенсии по старости,

НЧ - накопительная часть пенсии по старости.

На 1 января 2002 г. ни у одного из застрахованных лиц не будет пенсионных накоплений, отражаемых в специальной части лицевого счета. Поэтому «заработанная» накопительная часть трудовой пенсии на эту дату составит НЧ = 0 рублей. Размер страховой части трудовой пенсии по старости по новым правилам определяется по формуле:

При этом расчетный размер пенсии, «заработанной» на 31 декабря 2001 г. в связи с уплатой взносов по обязательному пенсионному страхованию в течение трудовой деятельности до 01. 01. 2002 г., должен быть равен размеру пенсии, определяемому по новой формуле, т. е.

РП = П = БЧ + СЧ = БЧ + ПК/Т.

Отсюда путем несложных преобразований и получается формула (1).

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц, включая подсчет «заработанного» размера условно назначаемой пенсии (РП), осуществляется исходя из следующих основных положений и принципов.

Первое. Размер установленных по состоянию на 31 декабря 2001 г. государственных пенсий, исчисленных с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), сохраняется (не уменьшается) при перерасчете пенсий по новым правилам с 1 января 2002 г.

Второе. Застрахованным лицам, имеющим полный общий трудовой стаж (мужчинам - не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет), расчетный размер пенсии определяется по действующим на 31 декабря 2001 года нормам исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

Третье. Среднемесячный заработок определяется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 24 последних месяца перед датой конвертации (1 января 2002 года), в его отсутствие - за любые 60 месяцев подряд (в т. ч. на основании справок с места работы). Для пенсионеров при массовом перерасчете пенсий 1 января 2002 года также может быть взят заработок, из которого исчислена пенсия, на основании сведений, имеющихся в пенсионном деле.

Четвертое. Расчетный размер пенсии при полном стаже не должен быть менее минимального размера совокупной выплаты, установленной на 31 декабря 2001 года (660 руб.).

Пятое. В отношении лиц, имеющих неполный трудовой стаж, должна определяться величина расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, уменьшаемая пропорционально имеющемуся и полному стажу по нормам исчисления пенсий при неполном общем трудовом стаже.

Шестое. Необходимый для назначения пенсии по старости минимальный стаж (5 лет) при расчете начального пенсионного капитала не требуется. Достаточно иметь хотя бы один месяц общего трудового стажа.

Седьмое. Для оценки пенсионных прав застрахованных лиц, занятых в условиях труда, отклоняющихся от нормативных, по повышенным нормам учета стажа и заработка, должно быть предоставлено право рассчитать пенсионный капитал в едином порядке, но исходя из имеющегося и требуемого полного специального трудового стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.

Восьмое. Оценка пенсионных прав и расчет начального капитала в переходный период до 2013 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением трудовой пенсии. По истечении указанного срока осуществляется конвертация в отношении остальных застрахованных лиц, не достигших пенсионного возраста. В течение переходного периода в целях расчета размера трудовой пенсии и пенсионного капитала применяется меньший ожидаемый период выплаты пенсии по старости (в 2002 г. 12 лет (144 месяца)) с его поэтапным увеличением (на 6 месяцев за год до достижения 16 лет (192 месяцев), затем на 12 месяцев за год) до установленной величины 19 лет (228 месяцев).

Девятое (базовый принцип). Расчетный размер пенсии в части, связанной с пенсионными правами, которые приобретены застрахованным лицом до 1 января 2002 г., не должен зависеть от даты проведения конвертации и вида назначаемой пенсии.

Переход к новой системе исчисления трудовых пенсий и фиксацию приобретенных пенсионных прав можно проиллюстрировать следующим образом.

По действующим нормам размер пенсии определяют четыре основных фактора: имеющийся стаж, заработок (за 2 последних года или за любые 5 лет подряд), а также жизненные обстоятельства (инвалидность, наличие иждивенцев, достижение определенного возраста и т. п.) и минимальные гарантии (минимальный размер пенсии, минимальная совокупная выплата, размер компенсации) - на момент установления пенсии.

Два последних фактора в новой системе учитываются при определении размера базовой части трудовой пенсии.

Страховая часть новой трудовой пенсии определяется из суммы уплаченных после 01. 01. 2002 г. страховых взносов. Кроме того, к этому сформированному капиталу добавляется сумма «стартового» капитала, исчисленного из заработка и стажа до 01. 01. 2002 г., которые в дальнейшем перестают играть какую-либо роль в определении размера пенсии.

Разумеется, все суммы «осовремениваются», т. е. увеличиваются на общий индекс роста страховой части трудовых пенсий за период с момента зачисления суммы на индивидуальный счет застрахованного лица до момента установления пенсии. В частности, в связи с принятым решением по индексации страховой части трудовых пенсий с 01. 02. 2002 г. сумма «стартового» пенсионного капитала, определенного по состоянию на 01. 01. 2002 г., и сумма взносов, поступившая на индивидуальный счет застрахованного лица в январе 2002 г., увеличивается в 1,065 раза.

Вся сумма уплаченных взносов, в том числе «начального» взноса («стартового» капитала, в который преобразуются имеющиеся к началу реформы стаж и заработок), должна быть возращена застрахованному лицу в виде выплаты страховой части трудовой пенсии в течение ожидаемого периода такой выплаты.

Если трудовая карьера завершена до 01. 01. 2002 г., а трудовая пенсия с применением индивидуального коэффициента пенсионера назначена, то ее размер, пересчитанный по новым правилам (через капитал), должен сохраниться.

Если трудовая карьера не завершена, а пенсия не назначена, то застрахованному лицу должен быть сохранен размер «заработанной» им на 01.01.2002 г. пенсии по действующему законодательству (за вычетом 450 рублей) и обеспечены с учетом имеющегося стажа минимальные гарантии на размер будущей трудовой пенсии не менее 660 руб., если будет выработан полный трудовой стаж.

В переходный период (до 1 января 2013 г.) сохраняется именно эта величина (пенсии), в то время как величина расчетного пенсионного капитала в части денежного выражения приобретенных пенсионных прав до 01. 01. 2002 г. будет связана со сроком назначения пенсии и ее видом.

1.2 Формула конвертации

Исходя из ныне действующего порядка исчисления пенсий с применением ИКП, расчетный размер пенсии при полном общем трудовом стаже определяется по формуле (2):

РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП, где

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 и 2001 годы (у пенсионеров - также может заработок, из которого ранее исчислена пенсия) либо за 5 лет работы подряд;

ЗП - среднемесячная заработная плата в стране за тот же период (за период 2001-2002 годы этот показатель составил 1494 руб. 50 коп.);

СЗП - утвержденная Правительством Российской Федерации среднемесячная заработная плата в стране за III квартал 2001 года для исчисления и увеличения государственных пенсий, которая составляет 1671 руб.;

СК - стажевый коэффициент:

при полном общем трудовом стаже (мужчины - 25 лет, женщины - 20 лет) - 0,55, который повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого стажа, но не более чем на 0,2;

для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени (III группы) - 0,3.

Максимальный стажевый коэффициент, таким образом, составит 0,55+0,2=0,75, как и предусматривается действующим пенсионным законодательством.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране (ЗР/ЗП)

учитывается в размере не свыше 1,2.

Таким образом, проведение конвертации пенсионных прав позволит каждому работнику располагать информацией о размере своей пенсии по состоянию на 1 января 2002 года, при достижении пенсионного возраста будут исключены проблемы по подтверждению стажа и заработка различными справками.

Глава 3. Персонифицированный учет как основа пенсионной реформы.

Реально возможность учесть каждый рубль, внесенный каждым гражданином за каждый год и месяц его трудового стажа и, кроме того, закрепить их в виде обязательства государства персонально перед каждым работником, дает индивидуальный (персонифицированный) учет. Понятие это вошло в нашу жизнь в 1997 году как организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного пенсионного страхования. Персонифицированный учет предполагает регистрацию граждан в Пенсионном фонде в качестве застрахованных лиц, присвоение каждому застрахованному лицу страхового номера и открытие индивидуального лицевого счета, на котором отражаются сведения о застрахованном лице, и строится на следующих принципах:

единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования;

доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем;

использования сведений о застрахованных лицах исключительно для целей пенсионного обеспечения;

соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета и фактически перечисленным этим плательщиком суммам страховых взносов;

осуществления учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования его для назначения пенсии. Основными целями персонифицированного учета являются:

создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства РФ;

упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам

Таким образом, цели персонифицированного учета тесно переплетаются с задачами пенсионной реформы в целом. В пенсионном законодательстве персонифицированный учет определен как информационная основа для реализации всей пенсионной реформы. Готовность системы персонифицированного учета выступить в этой базовой роли можно определить с учетом нескольких основных моментов. Это, во-первых, полнота регистрации застрахованных лиц, во- вторых, отражение на лицевых счета сведений о стаже и заработке граждан, в-третьих, назначение пенсий по данным персонифицированного учета.

С 1 января 1997 года на каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет (ИЛС) с постоянным страховым номером в целях сбора и хранения информации, необходимой для пенсионного обеспечения. В процессе трудовой деятельности сведения ИЛС систематически уточняются и дополняются.

Одной из важнейших задач персонифицированного учета является назначение пенсий по данным персонифицированного учета. Отработана и успешно действует технология представления индивидуальных сведений для назначения пенсий. В настоящее время система персонифицированного учета устойчиво работает и информационная база для реализации пенсионной реформы в России практически сформирована.

При переходе к формированию пенсионных прав на основе фактически уплаченных страховых взносов, а также в связи с введением накопительной части трудовой пенсии значительно возрастает роль персонифицированного учета. Назначение страховых взносов - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Размер этой пенсии будет зависеть от суммы страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете. При выходе сотрудника на пенсию государство гарантирует ему выплату эквивалента (с учетом роста заработной платы в стране за этот период) той суммы, которая поступила на его счет. Страховые взносы на накопительную часть пенсии отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета. Поступившие средства образуют персонифицированный резерв пенсионной системы и направляются на инвестирование, доход от которого также фиксируется на индивидуальных счетах застрахованных лиц. Работодателями страховые взносы начисляются отдельно по каждому застрахованному лицу, в зависимости от возраста работника и, кроме того, дифференцированно для мужчин и женщин, уплата производится раздельно на страховую и накопительную части пенсии. Чтобы в полном объеме учесть все эти факторы, не обойтись без стройной и четкой системы персонифицированного учета. Одна из задач, которую должна решить пенсионная реформа, - это обеспечение прозрачности пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданином по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. Новая пенсионная система предполагает заинтересованность и контроль граждан за теми сведениями, которые повлияют на размер их будущей пенсии. А система персонифицированного учета дает возможность осуществлять этот контроль. Работодатели обязаны информировать работников о сведениях, представленных ими в Пенсионный фонд. Кроме того, и в Пенсионном фонде застрахованные лица должны получать отчет о состоянии заработанных ими пенсионных прав: в каком объеме перечислены взносы за него работодателем, каков общий объем пенсионного капитала, в каких объемах он индексировался.

В 2002 году Пенсионный фонд начал кампанию информирования будущих пенсионеров о состоянии их пенсионных счетов. В октябре прошлого года письма с подробным состоянием лицевого счета получили граждане, которые по возрасту должны выйти на пенсию в 2003-2004 гг. Эти граждане получили Выписку из своего лицевого счета, в которой указаны все сведения о стаже и заработке, начиная с 1997 года. В дальнейшем будет продолжена разъяснительная кампания среди работающего населения. В текущем году уже все граждане будут ознакомлены с состоянием своего лицевого накопительного счета и информированы о порядке инвестирования средств.

Индивидуальный учет нужен прежде всего каждому работающему, чтобы сохранить данные о пенсионных правах, на основе которых ему будет назначена пенсия, поэтому каждый из нас должен быть заинтересован в открытии лицевого счета и наполнении его информацией. В то же время индивидуальный учет является обязательным для каждого работающего, и это определено законодательством.

В случае изменения законодательства, касающегося пенсионного страхования, накопленные раньше сведения будут сохраняться на индивидуальном лицевом счете неизменяемыми, а для учета новых сведений будут вноситься необходимые изменения в технологию персонифицированного учета.

Таким образом, система персонифицированного учета позволяет осуществить:

учет трудового стажа, заработной платы и обязательных сборов в Пенсионный фонд;

исчисление размеров пенсий на основании продолжительности трудового стажа, размеров заработной платы и обязательных отчислений;

открытие индивидуальных пенсионных счетов в системе обязательного государственного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения;

увеличение поступлений денежных средств в Пенсионный фонд и ликвидацию задолженности по пенсиям;

ликвидацию трудовых книжек и заинтересованность в мобильности трудовых ресурсов;

создание системы регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов;

В системе персонифицированного учета созданы условия для правильного назначения пенсий, обеспечена достоверность сведений о стаже, заработке и пенсионных страховых взносах, упрощен порядок и процедура назначения пенсий.

Главным критерием пенсионной реформы, одним из важнейших инструментов которой является персонифицированный учет, является повышение финансовой обеспеченности пенсионной системы и своевременное получения всеми пенсионерами пенсии в полном объеме.

Одной из главных задач пенсионной реформы максимально упростить формулу назначения пенсий, порядок предоставления документов и достоверность предоставления информации о размере заработка и количеством отработанных гражданином лет. Эти проблемы и позволяет на сегодня решать, созданная система индивидуального (персонифицированного) учёта.

Заключение

Любая пенсионная система – это система социального вспомоществования. Её задачами является обеспечение средствами к жизни человека в старости, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности. Социальная функция пенсии, также должна обеспечивать достойные условия жизни для тех, кто не получал высоких заработных плат и не смог заработать большую пенсию. Поэтому в пенсионная модель имеет функцию перераспределения.

Новая пенсионная модель призвана в большем объёме учитывать пенсионные обязательства государства перед теми. Кто больше зарабатывает и больше вносит в общие средства пенсионной системы. А для этого – хотя бы частично персонифицировать средства, которые перечисляются в виде пенсионных платежей за каждого конкретного работника. Иными словами, в новой пенсионной системы объём перераспределяемых средств должен отчасти уменьшится.

Новая модель, учитывая в большей мере обязательства государства перед каждым конкретным работником, в то же время при исчислении пенсий сглаживает различия в уровнях их доходов на протяжении трудовой деятельности.

Один из механизмов, позволяющих обеспечить это, - разделение пенсионного тарифа. Ведь персонифицированные права учитываются только в той части, которая поступает в бюджет Пенсионного фонда в виде страховых взносов, и составляет 14 % от общего фонда оплаты труда. Вторая же половина – 14 % взимается в форме налога, проводится через государственный бюджет и направляется на перераспределение. Да и страховые взносы направляются на финансирование текущих пенсионных выплат. А это означает, что новая пенсионная модель остаётся в значительной мере распределительной, основанной на солидарности поколений. И, если говорить о базовой пенсии, то источником её финансирования, конечно же, являются налоги с заработной платы более высокооплачиваемых.

Таким образом, новая пенсионная модель, не ухудшая положение менее оплачиваемых, бедных, должна заинтересовать более оплачиваемых, богатых не скрывать свои доходы и платить с них налоги и взносы в Пенсионный фонд.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании».

2. Федеральный закон РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

3. Федеральный закон РФ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

4. Федеральный закон РФ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».

5. Пенсионная реформа в России. Под редакцией М. Ю. Зурабова. – М.:2002

6. Соловьёв А. К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. – М.: Финансы и статистика, 2001.

7. Пенсионная реформа. Ред. О. Е. Илюхина – М.: Просвещение, 2002.

9. «Достоинство» Cт «Взамен лоскутного одеяла…». От 2001 года № 33.

11. Приложение политико – экономического еженедельника «Интерфакс время». Cт. «Каждый человек, выходя на пенсию, должен знать размет своего начального капитала». От 4 сентября 2002 года.