Конспект познавательного занятия в ДОУ «Как мы дышим? Конспект НОД «Формирование правильного дыхания и меры по предупреждению заболеваний органов дыхани Урок для дошкольников как мы дышим.

Загадки

Конспект познавательного занятия в старшей группе
«МЫ ДЫШИМ, ЗНАЧИТ ЖИВЁМ»

Цель: Дать детям понятие о том, что человеку для жизни необходимо дышать. Во время дыхания человек вдыхает кислород и выдыхает углекислый газ.

Предварительная работа: 1 – Обращение к опыту детей: «Как мы дышали под

одеялом?»

2 – Каким стало наше дыхание после гимнастики?

Ход занятия:

— Ребята, мы с вами в течении дня занимаемся различными делами. Что мы делаем?

(Играем, гуляем, кушаем, пьём, занимаемся).

— Верно, мы делаем множество разных дел. А можем ли мы всё время, например, играть, рисовать? (Нет, долго нельзя, устанешь, надоест).

— Согласна, от всего можно устать. Вот, например, чтобы жить человеку надо есть, пить, что-то делать. А он делает это постоянно? (Нет, всё время есть нельзя).

— Послушайте стихи:

Миша, лёжа на печи

Ел коржи и калачи.

А во время передышки

Ел вареники и пышки.

Вскоре вся деревня Мишу

Доставала через крышу.

— Вот, что может произойти, если всё время есть. А вот однажды, я знаю, люди оказались долгое время без пищи и воды, но потом их спасли и все они остались живы. А вам случалось долго не кушать? (Ответы детей из личного опыта).

— А сейчас мы с вами вот что сделаем. Давайте закроем крепко рот и зажмём пальцами нос, и посидим так, кто дольше?

— Почему вы открыли рот и нос?

(Задохнулись, воздуха не хватает, тяжело).

— Так без чего же человек не может прожить и нескольких минут?

(Без воздуха, он не может не дышать, он может задохнуться)

— Действительно, без воздуха человек не может прожить. Мы дышим постоянно и настолько к этому привыкли, что даже этого не замечаем, играем мы или гуляем, днём и ночью, когда спим, мы всё время вдыхаем свежий воздух и забираем из него кислород.

— Чем мы дышим? (Через нос и через рот).

  • Да, мы делаем с вами вдох и выдох. При вдохе воздух попадает к нам в организм, а при выдохе, — выходит из него. Положите руку к себе на грудь и сделайте глубокий вдох. Что произошло?

(Ответы детей).

— Обобщение: грудная клетка поднимается, она становится больше.

— А теперь ещё раз глубоко вдохните и выдохните. Что произошло?

(Грудная клетка опустилась).

— Ребята, куда же попадает воздух при вдохе?

(Там есть лёгкие).

— Да, ребята у нас в грудной клетке есть лёгкие, они похожи на воздушные шарики, которые мы надуваем. Они расширяются, когда мы вдыхаем и сдуваются, когда мы выдыхаем. Когда мы с вами делаем вдох – воздух через рот или нос попадает в лёгкие. Посмотрите, как они выглядят внутри нашего организма. (Рассматриваем схему движения воздуха в лёгкие).

— Ребята, посмотрите: мы с вами вдыхаем воздух, он попадает в лёгкие, а затем через кровь по всему нашему телу, а когда мы делаем выдох, то уже не чистый воздух выпускаем из себя. Вдыхаем мы чистый воздух, в нём много кислорода, а когда, он пройдёт по всем органам, он становится уже нечистым, в нём много углекислоты. Давайте вспомним, как вы дышали под одеялом. Что произошло через некоторое время?

(Стало трудно дышать, было душно, воздуха не хватало).

— Верно, под одеялом мало места. Чистый воздух туда не поступал, а загрязнённого становилось всё больше и поэтому таким воздухом дышать трудно.

— Так какой же воздух полезен человеку для дыхания?

(Чистый, свежий).

— А где больше чистого воздуха?

(На улице, в лесу).

— Да, ребята, в лесу, на улице больше чистого воздуха, в нём больше кислорода.

Что же помогает очищать воздух на улице, в лесу?

(Деревья и растения).

(Рассматриваем схему). Вот мы пришли в лес или в парк, там много деревьев, растений. Смотрите, мы дышим чистым воздухом, в котором много кислорода, а выдыхаем уже нечистый воздух, в нём больше углекислоты. А деревья забирают его, перерабатывают и отдают нам снова чистый воздух.

— Но если мы не можем часто выходить в лес, парк, просто на улицу, что же нам

дышать плохим воздухом?

(Надо форточки открывать, проветривать чаще комнату).

— Действительно, когда мы с вами выходим на прогулку, наша няня открывает все фрамуги, проветривает группу и спальню, чтобы мы смогли дышать чистым и свежим воздухом.

— А ещё что может сделать воздух в комнате чистым?

(Цветы, растения).

— Верно, комнатные цветы тоже дарят нам много кислорода, делают воздух чище.

А если их не будет в группе, дома?

(Воздух станет плохим, не свежим).

— Так как же люди могут помочь сами себе?

(Они должны беречь деревья, цветы).

— Верно, мы обязательно должны беречь леса и парки, цветники и растения в группе,

ухаживать за ними.

— А чем же в городе загрязняется воздух?

(Машины загрязняют, ещё дымом загрязняется).

— Да, воздух загрязняется от выхлопов машин, когда из труб идёт дым, когда много курят. Как же мы будем дышать таким воздухом, чтобы было легче?

(Через нос, приложив платочек).

— А ещё почему надо дышать носом?

(Чтобы не заболеть, когда холодно).

— А что происходит с воздухом, когда он проходит через нос?

(Он согревается в носу, ещё там есть волоски, на них остаётся пыль и микробы).

— Действительно, воздух проходя через нос, очищается, согревается, поэтому мы, дыша носом, сохраним свое здоровье, горлышко у нас не заболит, потому что микробы в него не попадут.

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание: Познакомить детей с дыхательной системой человека. Дать детям понятие о значении и свойствах воздуха, о правилах экологической безопасности. Развивать понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Закрепить представления о правильном дыхании. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: стаканы, ароматизатор лимона, схема: «нос, « бронхи -лёгкие», доска магнитная, магниты, шарик воздушный, стаканы с водой, соломки, 2 картины с изображением Карлсона, фрукты, разнос, телевизор, предметы- настроение: солнышко, тучка, цветочек.

Ход образовательной деятельности

1. Вводная часть

Послушайте загадку:

Просыпаюсь утром рано, вместе с солнышком румяным. Заправляю сам кроватку, быстро делаю …(зарядку).

О чём эта загадка? (эта загадка про зарядку)

Как вы думаете нужно ли делать зарядку? (Да.)

А для чего мы каждое утро делаем зарядку? (Чтобы быть здоровым и крепким.)

Правильно ребята, тот кто занимается спортом, каждый день делает зарядку, у того всегда хорошее настроение.

Ребята а у вас сегодня какое настроение, радостное или грустное?

Перед вами лежат предметы, вы выберите на что похоже ваше настроение и возьмите этот предмет.(на столе лежат солнышко, тучка, цветок).

Алина, на что похоже твоё настроение? (На цветок)

А твоё Данила? (На тучку.)

А почему у тебя сегодня грустное настроение?

А какое настроение у всей нашей группы? (Хорошее, радостное.)

(дети садятся)

Сегодня мы с вами познакомимся с органом обоняния и дыхания это – нос.

Давайте посмотрим друг на друга, и скажем одинаковые ли у вас носы? (Да.)

А чем они похожи? (Они маленькие, длинненькие, курносенькие.)

У каждого человека свой неповторимый нос, и каждый нос по-своему хорош.

Давайте ребята потрогаем свой носик.

Что внизу носика есть? (Внизу носика есть дырочки.)

Это носовые отверстия.

А как они называются?(ноздри)

Правильно, это ноздри.

Сейчас ребята мы с вами будем дышать ароматом, а каким вы мне скажите сами. (на столах стоят стаканы с ароматизатором лимона)

Запах, какого фрукта вы сейчас почувствовали? (Лимона.)

Правильно, именно лимон повышает умственную работоспособность.

Ребята, а вы знаете, как устроен нос? (Нет.)

Давайте посмотрим вот на эту схему, на которой изображён нос.

2. Работа по схеме «Нос».

Некоторые люди считают, что нос это только украшение на лице, на самом деле, даже самый маленький носик это очень важная часть тела. Когда мы делаем вдох, мы втягиваем ноздрями воздух, он попадает внутрь носа и пробегает вот по этим каналам.

Посмотрите, поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек, к этим ресничкам прилипают пылинки, которые летают в воздухе, т.е. эти реснички очищают воздух от пыли.

Давайте втянем воздух носом, что вы почувствовали?

Очень важно ребята дышать носом, а не ртом, потому - что воздух, который попадает через нос, очищается и согревается, особенно это важно в холодное время года.

Давайте, ребята вместе проведём гимнастику для нашего носика.

Дыхательная гимнастика (приоткрытое окно)

  1. Дыхание через одну ноздрю, зажав другую, затем тоже с другой ноздрёй.
  2. Дыхание носом – выдох через рот.
  3. Дыхание ртом – выдох через нос.

Молодцы ребята, как ваше самочувствие, голова ни у кого не закружилась?

3. Работа по схеме «бронхи-лёгкие»

Нос это только начало пути воздуха, который проникает в наш организм. Все люди, животные, птицы, насекомые постоянно нуждаются в воздухе. И когда мы делаем вдох, воздух устремляется сначала в дыхательное горло – трахея, а трахея разветвляется на 2 широкие трубки, по ним воздух пробегает в правое и левое лёгкое. При вдохе наша грудь поднимается, а при выдохе опускается.

Давайте глубоко, глубоко вдохнём, внутри нас лёгкие надуваются, выдохнем - сдуваются (дети встают в кружок)

Посмотрите на шарик, что внутри шарика? (воздух.)

Правильно внутри шарика находится воздух.

Ребята, можно ли увидеть воздух? (Нет.)

4. Физминутка «Раздувайся пузырь»

Значит, какой воздух раз его нельзя увидеть? (Лёгкий невидимый.)

Тот воздух, который нам нужен для дыхания, называется кислород.

Давайте все вместе скажем, как называется этот воздух? (Кислород.)

И вот сейчас ребята мы проведём опыт, перед вами стоят стаканы с водой, опустите в стакан соломку и подуйте в него.

Что появляется в воде? (Пузыри.)

А что внутри пузырьков? (Внутри находится воздух)

Правильно, это воздух, который был в лёгких, он попал в стакан.

5. Рассматривание и сравнение 2 картин с изображением Карлсона.

Все вы ребята знаете такого мультипликационного героя по имени Карлсон. Перед вами висит картина с его изображением, давайте внимательно рассмотрим эту картину и скажем, где летит Карлсон и что он делает? (На этой картине Карлсон летит над лесом, и он улыбается.)

А на 2 картине, где летит Карлсон? (Он летит над городом, где дымят трубы, и он недовольный, закрывает нос платком.)

Скажите ребята, где воздух чище, в городе или в лесу?

Как вы думаете? (В лесу воздух чище, потому что там больше зелени, а в городе воздух загрязнён дымом, газами от машин)

А что ребята нужно делать, чтобы очистить воздух? (Нужно больше садить зелени, деревьев и кустарников.)

Правильно ребята, все взрослые люди, о чистоте воздуха, стараются в тёплое время года как можно больше посадить кустарников, цветов.

Ребята, а с помощью чего мы определяем запахи? (С помощью носа.)

Да, если где-то дымом, мы сразу можем определить, где и что загорелось, а если из духовки доносится вкусный запах пирога, то хозяйка сразу понимает, что пирог готов, пора его вынимать.

И сейчас мы с вами будем определять запахи.

Дети по 1 выходят вперёд к столу и с закрытыми глазами определяют запах взятого фрукта.

А когда мы не можем определять запахи? (Когда носик заложен)

И вот для того, чтобы у нас были здоровые носики, за ними нужно следить и ухаживать.

  1. Каждый день чистить нос.
  2. Нельзя пользоваться чужим носовым платком.
  3. Нельзя толкать в нос острые и мелкие предметы.
  4. Вы должны беречь свои носики, не ударять друг друга.

Послушайте стихотворения Э.Мошковской «Мой замечательный нос».

Я ничего не знаю, и вдруг мой нос говорит.
Что где-то и у кого-то что-то сейчас подгорит.
Я ничего не знаю, это мой нос доложил,
кто-то купил апельсины и во-о-он туда положил.

7. Игра-аттракцион «Чей нос»

Ребятам необходимо найти хозяина носа (слон, комар, лиса и т.д.)

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом творчества «Октябрьский»

Открытое занятие

для родителей оздоровительной секции
"Гимнастика маленьких волшебников"
(дети младшей группы)

"Как мы Колобка искали"

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Открытое занятие
подготовлено:

педагогом дополнительного образования
Е. А. Бодрых

Липецк – 2016

Действующие лица: ведущая, Бабушка (тростевая кукла), Волк (ростовая кукла)
Оборудование: зал украшен цветами и лентами, бабушка (кукла); скамейка, массажные мячи, 2 обруча, крышечки, резиновые мячи по количеству детей, надписи на стульях для родителей, туннель, мячик «Колобок», ростовая кукла «Волк».

Цель: с помощью игр и заданий создать положительный эмоциональный настрой.
Задачи:

Образовательные: закрепить умение правильно выполнять дыхательные упражнения, элементы самомассаж, закрепить выполнение цикличных упражнений (ходьба, бег, прыжки с продвижением вперед, упражнения на равновесие, лазанье).

Развивающие: укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, предупреждение плоскостопия,

Воспитательные: воспитывать чувства доброго, заботливого отношение к маме и бабушке.

Оборудование: бабушка (кукла); скамейка, массажные мячи, 2 обруча, крышечки, резиновые мячи по количеству детей, надписи на стульях для родителей, туннель, мячик «Колобок», ростовая кукла «Волк».

Ход:
Дети и родители сидят в зале.

Педагог: Ребята, сегодня у нас праздничное занятие. Мы пригласили ваших мам, бабушек, но есть гостья, с которой вы пока еще не знакомы.

Бабушка: (грустно) Здравствуйте ребятки!

Педагог: А почему ты, бабушка такая грустная?

Бабушка: Расстроил меня один сорванец, а как его зовут, отгадайте:
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался

Дети: Колобок!

Бабушка: Он самый! Убежал, а мне без него очень грустно!

Педагог: Бабушка, не расстраивайся. Ребята наши очень добрые, смелые, ловкие – они помогут тебе Колобка отыскать. А ты домой возвращайся, да нас в гости жди.
Бабушку увести за дверь.
А нам нужно посчитаться, кто станет первым и покажет нам дорогу.

(Дети становятся в круг, один ребенок по считалке выбирает водящего.
Считалка: Раз, два, три, четыре, пять.Нам друзей не сосчитать,А без друга в жизни туго,Выходи скорей из круга.

Педагог: Путь неблизкий, а вдруг нам по дороге опасности встретятся. Боюсь одной мне с вами не справиться. Придется мам звать на помощь. Посмотрите мамы, на стульчиках у вас надписи, у кого надпись «сопровождающий» выходите к нам.
(Две мамы строятся в колонну вместе с детьми.)
Ну, а теперь в путь!

(Проводится разминка "По дорожке". (Ходьба: на носках, руки на пояс; на пятках, руки согнуты в локтях за спиной «бабочки»; ходьба с упором на ладони и ступни ног «жучки»; прыжки с продвижением вперед, держась друг за друга «паровозиком» бег с изменением направления, ходьба).
(После разминки мамы садятся)
Педагог: Смотрите, ребята мы пришли к озеру. Сколько здесь всего интересного. Давайте пригласим «смотрителей» озера, а то, как бы чего не вышло.
(Выходят две мамы, становятся в круг.)
Я нашла бутылочку, на ней написано «Волшебная водичка». Давайте спросим у смотрителей озера можно такую воду пить?
Нельзя. Но мы с вами знаем, как любую воду превратить в волшебную.
Педагог разливает воду в стаканчики и говорит вместе с детьми «волшебные слова».
Теперь, эта вода придаст нам силы, чтобы дойти до цели.

(Полоскание горла минеральной водой.

Педагог: Прямо у нас на пути, лежит сломанное дерево. Как вы думаете, справимся мы с этим испытанием? А как с этим справится, покажут «Прыгуны».
Выходят мамы.

Прыжки в высоту с места.

Педагог: Перед нами мост, нам нужно по нему пройти. Здесь без помощи «проводников» нам не обойтись.
Выходят двое взрослых ставят скамейку и следят за тем, что бы все дети прошли по тропинке.

Дети проходят по гимнастической скамейке.

Подходят к корзине с массажными мячами.

Педагог: Посмотрите, как они похожи на Колобка. Может быть, его заколдовала злая волшебница? Давайте позовем «Сказочницу», и ее помощников может они помогут.

Выходит бабушка (из зрителей) и две мамы. Сказочница рассказывает сказку про Колобка.

Дети выполняют комплекс самомассажа с массажными мячами "Колобок".
Выкатывается Колобок.
Педагог: Смотрите, а вот и Колобок, это наша сказочница его расколдовала. Где же ты был, проказник, бабушка так за тебя волновалась.

Педагог берет Колобка в руки, он ей «шепчет на ухо».

Педагог: Да, что ты говоришь?... От волка убегал? Цветы на клумбе помяли? Ну, это не беда! Мы с ребятами новые посадим, у нас и семенами необычные есть.

(Дети садятся вокруг обручей и выкладывают ножками из крышечек цветочки.
Входит бабушка.

Педагог: А вот и бабушка нас встречать вышла. Колобка мы нашли, они с волком в догонялки играли, цветы твои поломали, вот он и убежал. А цветы мы новые посадили необычные такие, только к празднику расцветают.
В зал входит волк.
Волк: Я прошу у вас прощенья за такое поведенье,
Теперь знаю, где играть, чтоб проблем не создавать.
Вам ребята всем спасибо, помогли сегодня нам
Я принес для вас подарки, а цветы для милых дам.

Бабушка: Молодцы, внучата! Порадовали бабушку, только чего же вы ждете, подарки разбирайте, да мам и бабушек с праздником поздравляйте!

Педагог: Действительно, молодцы сегодня ребята.
Мы хотели показать вам, как мы стараемся хорошо заниматься, чтобы быть сильными, ловкими и здоровыми. И без вашей помощи, вы сегодня смогли в этом убедиться, нам не обойтись.
Поздравление с праздником.

Раздача цветов.

13PAGE 14515


Приложенные файлы

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Снежинка» поселка Троицкий Губкинского района Белгородской области

« Как мы дышим и зачем?»

Образовательная область «Познание»

Разработала:

Сокольникова Н.М.,

воспитатель

Троицкий,

2013

Сокольникова Н.М.,

воспитатель МАДОУ «Детский сад №1 «Снежинка» поселка Троицкий

Тема занятия по валеологии с элементами ОБЖ: «Как мы дышим и зачем?»

Цель: сформировать элементарное представление об органах дыхания, их строении и их функциональном назначении

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с органами дыхания: нос, трахея, бронхи, лёгкие и дать простейшие представления об их строении и их функциональном назначении;
  2. Обучить основам безопасности жизнедеятельности для сохранения здоровья органов дыхания, правилам поведения в природе, для сохранения чистоты воздуха;
  3. Формировать валеологические знания и осознанную потребность в физическом здоровье, понимании сущности здорового образа жизни и умения отображать полученные знания в речи;
  4. Обогащать словарь детей.

Развивающие:

  1. Развивать основы валеологического мышления, т.е. умения использовать валеологические знания для укрепления своего здоровья;
  2. Развивать наглядно-образное мышление и логическое мышление, наблюдательность, внимание, память;
  3. Формировать умения делать выводы и умозаключения с использованием элементарных опытов;
  4. Развивать связную и доказательную речь;

Воспитательные:

  1. Воспитывать валеологическое сознание у детей, стремление заботиться о своём здоровье;
  2. Воспитывать валеологические взгляды, суждения о фактах и явлениях, ухудшающих здоровье органов дыхания;
  3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

Оздоровительные:

  1. Способствовать выработке правильного дыхания и произношения;
  2. Профилактика простудных заболеваний;
  3. Способствовать обогащению органов дыхания кислородом и очищению их с помощью дыхательных упражнений.

Предварительная работа:

Чтение произведений Г.Юдина «Кислородная зажигалка», С.Е. Шукшина «Как устроено наше тело?», беседа, рассматривание иллюстраций, картин. Энциклопедия «Человек».

Занятия « Я и моё тело», «Какие мы?»

Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Что ты знаешь о...»

Сюжетно ролевая игра «Поликлиника».

Обогащение словаря: бронхи, лёгкие, трахея, органы дыхания, грудная клетка.

Оборудование: картины с изображением органов дыхания, разрезные схемы с органами дыхания, корзина с фруктами, фартук с изображением органов дыхания, перфокарты, маленькие зеркала (по количеству детей), Д/и «Чей нос?», стаканчики с трубочками (по количеству детей).

Ход занятия

Дети заходят в группу и становятся в центре полукругом перед воспитателем.

Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас всех здоровыми и счастливыми! Давайте поприветствуем, друг друга и улыбнемся!

Сегодня к нам в гости пришёл маленький Кислородик, который приглашает нас отправиться с ним в удивительное путешествие в страну Лёгких. И для того, чтобы попасть туда, вам необходимо выполнить несколько заданий.

Первое: отгадать загадку:

Воспитатель:

Вот гора, а у горы-

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос).

Дети: нос.

Воспитатель: правильно. Дети, внимательно посмотрите друг на друга: вы видите как мы похожи, а носики у всех разные: у кого-то курносый, у кого-то прямой. Некоторые считают, что нос – это украшение на лице. На самом деле, даже самый маленький нос – весьма важная часть тела. Дети, а для чего же нужен нос?

Дети: Дышать, определять запахи.

Воспитатель: А вы знаете, что носы бывают разные. Ведь нос есть и у человека, и у птицы, и у животного. Итак, задание номер два: Вот, угадайте, чей это нос? (показывает нос поросёнка).

Дети: это нос поросёнка.

Воспитатель: опишите, какой он?

Дети: круглый, маленький.

Воспитатель: А, как он называется?

Дети: пятачок.

Воспитатель : (показывает нос птицы) Чей это нос?

Дети: это нос птицы.

Воспитатель: какой он?

Дети: узкий, длинный.

Воспитатель : а, как называется нос у птицы?

Дети: клюв.

Воспитатель показывает нос слона. Чей это нос?

Дети: это нос слона.

Воспитатель: правильно, опишите его.

Дети: он большой, длинный, тяжёлый, мощный.

Воспитатель: а как называется нос у слона?

Дети: хобот.

Воспитатель: молодцы, а теперь, давайте проверим, как наши носы умеют определять запахи, и поиграем в игру « Угадай фрукт по запаху». Дети, подойдите ближе к столу и зажмурьте крепко глазки, только, чур, не подглядывать! Итак, я вам буду предлагать фрукты, а вы должны понюхать и сказать, какой это фрукт (Воспитатель предлагает детям разные фрукты, если ребёнок затрудняется назвать, ему помогают остальные).

Воспитатель: Ребята, маленький Кислородик говорит, что вы все справились с заданием, но вы немножко устали и поэтому сейчас мы с вами выполним физкультминутку, чтобы немножко отдохнуть и расслабиться.

Станьте прямо, спинка ровненькая, начинаем:

Раз, два, три, четыре, пять – все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже, руки за спину положим,

Голову поднимем выше и легко-легко подышим. (Дети выполняют движения в соответствии со словами текста).

Воспитатель: Хорошо, а сейчас, садитесь на стульчики, будьте внимательными, путешествие Кислородика начинается. А как вы думаете откуда?

Кто что вкусное принёс –

Всё учует детский…нос.

Воспитатель: Да, именно с носа. Закружило, завертело, понесло, и с воздушным потоком маленький Кислородик попал в ваш носик. Маленький, аккуратный носик оказался для него целой пещерой. Ребята, пока Кислородик летел в ваш носик, к нему по дороге цеплялись кусочки грязи и пыли, от которых он, как ни старался, освободиться не мог. Влетев в нос, Кислородик стал натыкаться на бесчисленные мельчайшие реснички, которые казались для него огромными деревьями, и он очень испугался. Но потом он заметил, что когда он пробирается через густые заросли ресничек, от него отскакивают пылинки и кусочки грязи, которые прицепились по дороге. Кислородик обрадовался и стал пробираться вперёд ещё быстрее, от чего ему стало немного теплее и даже жарко.

Так вот, ребята, нос – важный орган тела, а не просто украшение на лице. Даже самый маленький носик, похожий на кнопку, - одновременно фильтр и печка. Внутри носа находится множество мельчайших ресничек. К этим ресничкам, как муха к липкой бумаге, прилипают пылинки, которые содержатся в воздухе. Так нос оберегает лёгкие, чтобы в них не попадала грязь. Нос также согревает воздух, чтобы дыхательные пути не охлаждались. Вот почему важно дышать носом.

Из носа Кислородик тёплый и чистенький попал в длинный-предлинный туннель, который называется «трахея». Трахея похожа на трубочку, по которой наш Кислородик и попадает в бронхи, а бронхи, ребята, похожи на корни дерева и затем он попал в самое знаменитое место - лёгкие. Все маленькие Кислородики мечтают здесь побывать. Лёгких два. Они состоят из бесчисленного множества пузырьков, покрытых сетью тоненьких, толщиной с волос, кровеносных сосудов. Лёгкие размещаются в грудной клетке вместе со своим соседом - сердцем. В этой клетке имеются не только «стены» - ребра, но и «пол», только не деревянный, а из мышцы. И тут наш герой заметил, что он не один. Вокруг него собралось множество таких же, как и он путешественников. От этого лёгкие расширились, увеличились, и случилось неожиданное: лёгкое больше не смогло вмещать никого, т.к. места были заняты. Оно поднатужилось и резко сжалось, вытолкнув из себя всех посетителей, среди которых был и Кислородик. От таких изменений всё перемешалось, и наш герой попал в красную реку. Кислородик знал, что люди называют красной рекой кровь. А туннель, по которому течёт эта река – кровеносными сосудами.

И вот, наш Кислородик стал мореплавателем. И теперь он посетит все интересные места: руки, ноги, голову, животик, спинку, ушки, грудку, пальчики. Где бы не побывал Кислородик, везде его встречали местные жители - клетки. И всем Кислородик раздавал подарки, и от этого всем было легко и радостно. Кислородик побывал во всех знаменитых местах, раздал подарки, и его доставили снова в лёгкие, где он встретил своих друзей. И все были в восторге от путешествия, они захотели вернуться назад на улицу и рассказать о своём путешествии всем-всем-всем. А для того, чтобы выбраться наружу, они попросили лёгкое помочь им, и оно согласилось, Оно поднатужилось, расширилось и выпустило всех друзей из себя.

От того, что они побывали в путешествии, друзья разважничались и стали придумывать себе новые имена. И наш Кислородик придумал себе новое имя – Углекислый газ. Но потом друзья успокоились и разлетелись в разные стороны. И с тех пор всё новые и новые Кислородики отправляются в путешествие по этой стране. Клетки тоже подружились с путешественниками и оттого, что их любят, они наполняются красотой и здоровьем.

Воспитатель: дети, давайте повторим, куда сначала попадает воздух?

Дети: В нос.

Воспитатель: что с ним там происходит?

Дети: очищается от пыли и согревается.

Воспитатель: затем, куда….

Дети: в трахею.

Воспитатель: на что она похожа?

Дети: на трубочку, на длинный туннель.

Воспитатель : правильно и затем…

Дети: в бронхи.

Воспитатель: на что они похожи?

Дети: на корни дерева.

Воспитатель: и, наконец, куда…

Дети: в лёгкие, которые состоят из пузырьков и покрыты сетью кровеносных сосудов.

Воспитатель: Лёгкие, так же как и сердце, должны постоянно работать. Сердце перегоняет кровь, а лёгкие – воздух. В воздухе содержится кислород, который необходим для нашего организма, как пища и вода. При вдохе грудь поднимается, лёгкие расширяются, и свежий воздух попадает в легкие, (воспитатель одевает ребёнку фартук с изображением органов дыхания).

Дети, посмотрите, где у человека находятся лёгкие, а теперь покажите, где у вас находятся лёгкие. Положите ладонь на грудь и вдохните глубоко. Вы чувствуете, как ваша грудь расширилась, и лёгкие наполнились воздухом? Ещё раз вдохните и выдохните. При выдохе лёгкие сжимаются, и воздух выдыхается. Воспитатель: Лёгкие – наш бескорыстный помощник и друг, а о друзьях нужно заботиться, не делать им больно, не доставлять хлопот, давайте, выполним несколько дыхательных упражнений, чтобы помочь нашим органам дыхания и наполним их кислородом.

Дыхательная гимнастика: упражнения « Насос», «Сердитая ворона», «Жук», «Собака нюхает одуванчик».

Воспитатель: Дети, а как можно увидеть, что мы дышим?

Дети: подуть.

Воспитатель: правильно. Подойдите к столам. Давайте проведем опыт. Возьмите стаканчики и подуйте в трубочку. Что вы увидели?

Дети: пузырьки в воде.

Воспитатель: правильно, а в пузырьках находится воздух. Но в выдыхаемом воздухе помимо кислорода и углекислого газа есть вода. Выдохните на зеркальце, оно запотело. Теперь, проведите по нему пальцем – остался след.

Воспитатель: Ребята, присядьте. Возьмите конвертики и достаньте содержимое. Что нарисовано на картинках? Разложите картинки так, чтобы было видно, как воздух поступает в лёгкие. (Дети работают за столом с разрезными схемами органов дыхания). Молодцы, все справились.

Воспитатель: (показывает 2 рисунка: со здоровыми лёгкими и лёгкими курильщика). Дети, чем отличаются эти лёгкие друг от друга?

Дети: на одной картинке розовые лёгкие, а на другой чёрные.

Воспитатель: А розовые легкие, у какого человека?

Дети: у здорового.

Воспитатель: А чёрные?

Дети: У того, кто курит.

Воспитатель: Как вы думаете, почему лёгкие у курящего человека чёрные?

Дети: потому, что дым попадает в лёгкие.

Воспитатель: если человек курит, это очень вредно для здоровья, т.к. дым попадает в лёгкие. Курение – это яд. Что может произойти с человеком, который курит?

Дети: он может заболеть, у курильщиков плохо пахнет изо рта, желтеют пальцы.

Воспитатель: Чтобы быть здоровыми, нужно беречь органы дыхания. Дети, а как надо беречь органы дыхания?

Дети: чаще выезжать за город, дышать свежим воздухом. Проветривать помещение, избегать резких колебаний температуры, не следует сильно напрягать голосовой аппарат, нельзя есть, и пить сильно холодные продукты, нельзя курить, не следует дышать загрязнённым воздухом.

Воспитатель: а как вы думаете, где воздух чище?

Дети: в лесу, в деревне.

Воспитатель: ребята, а что ещё мы с вами делаем с утра, чтобы быть бодрыми и здоровыми?

Дети: зарядку, гимнастику, массаж.

Воспитатель: давайте мы с вами немножко потренируемся и выполним массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний, чтобы быть бодрыми и здоровыми. Встаньте возле своих мест и приготовьтесь:

Чтобы горло не болело, мы погладим его смело.

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком.

Вилку пальчиками сделай, массируй ушки ты умело.

Знаем, знаем – да-да-да!

Нам простуда не страшна.

Воспитатель: Для дыхания необходим свежий воздух, а в городской квартире нам помогают дышать свежим воздухом комнатные растения. Они выделяют кислород, необходимый для дыхания, увлажняют воздух, очищают его. И нам с вами, для того, чтобы воздух оставался чистым необходимо соблюдать некоторые правила. Ребята, сейчас вы по очереди будите подходить ко мне, брать карточку и рассказывать, что нельзя делать в лесу.

Дети по очереди берут карточки и рассказывают правила поведения в лесу.

Воспитатель: ребята, давайте хором скажем, для чего же нам необходим воздух?

Дети: Он нам нужен для того, чтобы сделать вдох и выдох.

А когда он очень пыльный, а когда он очень грязный,

Говорим мы: « Ах! Ох! Ух! Очень нужен всем на свете

Свежий, чистый… воздух.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? А чем мы с вами занимались? Что нового вы узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: молодцы, ребята, мне тоже очень понравилось. Вы знаете, маленький Кислородик оставил вам на память подарки: вот эти воздушные шарики. Я хочу, чтобы вы дома надули их и ещё раз совершили путешествие вместе со своими мамами и папами.


Марина Ряховская
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Как мы дышим»

Цель : Продолжать знакомить детей с тем, как устроено тело человека.

Задачи : Познакомить с органами дыхания (нос, трахея, легкие, их назначение. Познакомить с причинами загрязнения воздуха, о способах его очистки. Активизировать словарь детей. Воспитывать любознательность.

Материал : Схема движения воздуха в дыхательных органах человека, картинки с изображением причин загрязнения воздуха, воздушные шарики каждого ребенка.

Ход занятия.

На прошлом занятии мы познакомились со строением тела человека. А сегодня я расскажу вам, как мы дышим . Все живое на земле дышит . Дышат растения, животные и, конечно человек. Дышим мы все время , независимо от того, спим мы или играем, танцуем или смотрим телевизор. Мы не можем не дышать, даже если нам это захочется. Попробуйте задержать дыхание.

Дети пробуют задержать дыхание и убеждаются в том, что это невозможно.

Вот видите, мы не можем долго не дышать. Воздух нам необходим как вода и пища. А для чего нужно все время дышать? Дело в том, что для работы нашего организма необходим кислород, который находится в воздухе. Человек постоянно дышит , поочередно делая вдох и выдох. А теперь все вместе понаблюдаем за дыханием и узнаем, что происходит во время вдоха выдоха.

Дети делают вдох и выдох. Убеждаются в том, что во время вдоха мы втягиваем в себя воздух, а во время выдоха выпускаем.

Посмотрите вот на эту схему. На ней указано направление воздуха в дыхательных путях. Во время вдоха человек втягивает в себя воздух, который сначала попадает в нос. В носу множество мельчайших ресничек. К этим ресничкам как к липкой бумаги, прилипают пылинки, содержащиеся в воздухе. В носу воздух согревается, чтобы дыхательные пути не охлаждались, поэтому зимой нужно стараться дышать носом . Из носа воздух попадает в трахею. Мы можем прощупать ее у себя на передней части шеи. Из трахеи воздух попадает в левое и правое легкое. Из легких кислород расходится по кровеносным сосудам к органам. Оставшийся воздух мы выдыхаем.

А теперь положите руку на грудь. Делаем вдох через нос, при этом грудь поднимается. Делаем выдох через рот, воздух выходит наружу и грудь опускается.

С помощью воздушного шарика мы можем посмотреть, как мы дышим . Ваши легкие расширяются, как этот шарик, когда вы вдыхаете воздух (надуваю шарик, и сдуваются, когда вы выдыхаете (выпускаю воздух из шарика) . Опыт с шариками. Раздаю детям шары - упражнение с шариками «надуть - сдуть» .

Для здоровья человека важно, чтобы он дышал свежим воздухом. Когда воздух чист и свеж, дышится легко , человек хорошо себя чувствует у него хорошее настроение. Ученые обнаружили, что в воздухе содержится много пыли и микробов, вызывающих разные заболевания. Как вы думаете, что загрязняет воздух? (Ответы детей и демонстрация картинок) . А что помогает очистить воздух (Ответы детей) .

Ребята, что нужно делать, чтобы органы дыхания служили нам много лет и никогда не болели? Да, о них надо заботиться. Очень важно дышать свежим и чистым воздухом. Ведь если воздух грязный, то частички пыли могут проникнуть в организм человека. Вот и познакомились с дыхательной системой. Давайте повторим, какие органы в нее входят.

Публикации по теме:

Цели: Рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средствами бытовой химии. Познакомиться.

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Конспект познавательного занятия «К нам гости пришли» для детей старшей группы Цель: учить детей правилам хорошего тона. Задачи: * учить детей правильно вести себя в гостях; * учить отвечать на вопросы полными предложениями;.

Конспект познавательного занятия-беседы в старшей группе «Где найти витамины» Конспект познавательного занятия в старшей группе Беседа: «Где найти витамины»

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Мои глаза» Цели: – Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; – познакомить детей со строением глаза;.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Солнце, Земля и другие планеты» Программное содержание. Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. Солнце – это звезда, огромный.