У вас родился малыш. Все мысли заняты только им – как он растет, развивается. Сначала ребенок учится фиксировать взгляд, улыбаться, говорит первое желанное «АГУ»! Именно с этого первого гуленья и начинается . Но не всегда все идет так гладко, как хотелось бы маме и папе – речь у ребенка может появляться с задержкой или иметь дефекты. Последнее десятилетие стал очень распространенным такой способ устранения речевых дефектов, как логопедический массаж с помощью специалиста или самостоятельно, при наработке опыта.
Заметьте, что заниматься развитием речи нужно не с первых слов, а первого дня рождения малыша. Хотя в последнее время стало модно слушать – спокойную, классическую, мамину колыбельную и, конечно же, папин голос. Речь – один из важных этапов развития ребенка. Сначала малыш издает звуки, после звуков наступает лепет: «ба-ба-ба», «да-да-да», «та-та-та», «ду-ду-ду», «бу-бу-бу». Лепет – это предречевая вокализация, своего рода тренировка мышц артикуляционного аппарата.
Если родители замечают какие-то признаки отставания в речевом развитии малыша, то в таком случае может понадобиться помощь специалиста. Перед посещением логопеда было бы неплохо посетить невропатолога, сделать энцефалограмму и нейросонограмму.
Самым древним методом лечения многих заболеваний считается массаж. С давних времен люди методом нажатия на определенные точки пытались лечить разные недуги. Логопедический массаж – это тоже массирование и нажатие определенных точек языка, щек, губ, мочек ушей и рук.
Существуют различные виды логопедического массажа – это и , и логопедический массаж по Дьяковой, Краузе, Приходько.
Конечно же, наиболее эффективно проводят его квалифицированные и опытные специалисты, обученные по любой из методик или наработавшие свой личный опыт. Но при желании мама может научиться мастерству и делать речевой массаж ребенку самостоятельно. Самые простые и легко выполнимые упражнения мы и опишем в данной статье.
Пальчики рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами. Распределение такое: большой палец связан с головным мозгом, указательный – с желудком, средний палец – с кишечником и позвоночником, безымянный – с печенью, мизинец – с сердцем. Ежедневно массируя пальчики малыша, вы будете стимулировать все его органы. Так что логопедический массаж нужно начинать с рук. Перед началом массажа тщательно помойте руки, продезинфицируете спиртом или стеллириумом, намажьте детским маслом.
Логопедический массаж рук для детей не имеет противопоказаний. Его можно начинать делать с первых дней жизни. Главное чтобы у ребенка не было аллергии на массажное масло.
По поводу массажа языка лучше проконсультироваться со специалистом. В домашних условиях массаж языка можно делать зубной щеткой, можно так же использовать электрическую зубную щетку или детский набор зубных щеток фирмы кампол.
Логопедический массаж языка делается точечными и круговыми движениями поочередно и повторяется от 3 до 10 раз.
Массаж губ делается круговыми движениями 50 раз по часовой стрелке и 50 раз против часовой стрелки.
Логопедический массаж заканчивайте массажем мочки ушей по 50 раз по часовой стрелке и против. Так же очень важно массировать «речевую точку», которая находится на кисти руки у основания перепонки между большим и указательным пальцем. Проделывайте круговые движения по 50 раз в одну сторону и 50 раз в другую сторону.
После массажа ласкайте малыша, похвалите его за послушание, поиграйте с ним. Главное, чтобы у малыша осталось приятное впечатление от массажа. И тогда он сам будет подставлять вам свой язычок и вскоре порадует новыми словами.
Задержку речевого развития ребёнка специалист может ставить (диагностировать) уже с 3-4 лет. Причин, по которым ребёнок отстаёт от нормы много. Вся коррекционная работа, которая направлена на преодоление задержки речевого развития, должна вестись разными специалистами: психологами, педагогами, медиками. Только при слаженном взаимодействии всех профессионалов, можно говорить о положительном конечном результате.
Значительную роль при работе с детьми с патологией речи отводится на логокоррекцию. Опытный логопед с помощью специальных методов и приёмов обследует ребёнка с ЗРР и планирует свою дальнейшую работу. В состав этой работы, как правило, входит и специальный логомассаж, так как логопедический массаж при ЗРР – это эффективное средство в борьбе с недугом.
Качественный логопедический массаж при задержке речевого развития даёт отличный результат по устранению речевого нарушения. Количество сеансов рассчитывается индивидуально для каждого ребёнка с ЗРР. Сеансы в основном должны проводятся ежедневно. Для того, чтобы специалист мог делать данную процедуру ребёнку, ему необходимо пройти специальное обучение – медицинские курсы, при этом детально изучить анатомию и физиологию детского организма, во избежание нанесения ему травм.
Важно! Строго запрещается специалисту делать массаж, имея украшения на руках или поражённые кожные покровы. Ногти должны быть острижены, руки чистые и тёплые.
На практике используется два вида массажа:
Вид массажа | Особенности применения |
Логопедический массаж | Способствует нормальной работе тонуса мышечной мускулатуры и улучшает работу мышц артикуляционного аппарата. |
Массаж воротниковой зоны | Позволяет с помощью определённого воздействия на отдел воротниковой зоны, насытить кислородом и усилить кровообращение в той зоне коры головного мозга, которая отвечает непосредственно за речь. |
Запрещается проводить процедуру, если наблюдается один из ниже перечисленных диагнозов:
Во время проведения процедуры специалист может использовать следующие инструменты для логопедического массажа:
Какую бы технологию и рабочий инструмент не выбрал логопед, одним из первых и самых главных аспектов в работе специалиста – это умение найти контакт с ребёнком, расслабить его.
Ряд требований предъявляется и к кабинету, для проведения процедуры. Он должен быть оснащён всем необходимым: детские игрушки, кушетка, табурет и кресло для работы. Если же процедуры проводятся в больнице, то из кабинета стоит убрать те вещи, которые могут напугать малыша (медицинские инструменты, наглядные пособия и материалы). В кабинете для проведения процедур всегда должна быть комфортная температура.
При логокоррекционной работе с детьми логопатами наряду с традиционными формами, приёмами используется и логопедический массаж лица. Классический массаж детям с задержкой речи проводится руками. При поведении используются четыре основные приёма:
Его выполнение состоит из проведения манипуляций на разных участках лица:
Каждое движение повторяется по 8-10 раз.
Производится следующим образом:
Действие | Чем выполняется | Примечания |
Поглаживающие движения | Ладонь | От середины лба к височной части. |
Разминающие движения | Рука | |
Вибрация | Рука или виборомассажёр | От бровей к верхней части лба. |
Следующим этапом будет массирование щёк. В ходе выполнения используют разминающие и растягивающие движения. Производят их от уголков рта вверх к вискам по направление расположения мышц щёк. После переходят к лёгкому поглаживанию от скул до низа челюсти.
На следующем этапе специалист делает массаж рта. Для этого поглаживают и растягивают кожу с середины верхней губы, плавно переходя к углам рта. Для нижней губы проводятся аналогичные действия. Тип движения – поглаживающий, растирающий и вибрационный.
Завершается процедура массированием подбородка. Для этого используют технологии поглаживание и разминание движениями от подбородка к углу рта. Тип движения – поглаживающий и разминающий.
Качественно проведённая процедура – это преодоление больной ступени на пути к преодолению патологии речи.
Учёными давно доказана взаимосвязь между воротниковым отделом и функцией коммуникации (речевая функция). Шейно-воротниковый отдел – это не только шея, он состоит из многих других составляющих, а именно:
Зная строение воротниковой зоны и механизмы воздействия, при правильной технологии проведения манипуляций можно получить хороший результат. Именно данный вид процедуры способствует приближению к норме речевых навыков и обеспечивает полноценное функционирование нервной системы. Массаж ребёнку при ЗРР нужно делать для того, чтобы стимулировать непосредственно речевые зоны мозга.
Как только ребенок полностью расслабится и мастер убедиться в удовлетворительном состоянии, после этого можно начинать массаж воротниковой зоны при ЗРР. Его кладут на кушетку спиной вверх, руки вытягивают вдоль туловища. Детям с ЗРР, у которых есть сколиоз, поворачивают голову в противоположную сторону по отношению к искривлению. Далее выполняются манипуляции, описанные ниже в таблице.
Действие | Чем выполняется | Примечание |
Лёгкое поглаживание сверху вниз | Ладонь | Не затрагивая область позвоночника. |
Поглаживание сверху вниз | Ладонь | Не затрагивая область позвоночника.Давление усиливается. |
Растирание | 3 фалангами пальцев | |
Выжимание | 3 фалангами пальцев | Активно массируется трапециевидная мышца. |
Разминание | Рука | Прорабатывается верхняя часть спины и плечевые суставы. |
Начинают первые сеансы с 15 минут, а в дальнейшем наращивают время до 25 минут. При его правильном проведении малыш не должен ощущать боли. Поэтому массаж при ЗРР воротниковой зоны стоит оградить от сильных растираний и разминания, чтобы избежать боли в шейном сегменте.
Важно! Массаж при задержке речи ребёнку сопровождается разговором логопеда с малышом, при этом важно использовать каждую минутку и побуждать ребёнка к разговору и развитию навыков коммуникации.
Для получения хорошего результата специалист назначает целый курс массажа воротниковой зоны при ЗРР. Это минимум 20 сеансов и возможно еще увеличение их количества. Через 1,5 – 2 месяца это курс можно повторить.
Положительная динамика заметна уже после несколько проведённых процедур. Так, дети с ЗРР, у которых присущи признаки гиперактивности, после проведения процедуры стают более спокойными, улучшается их общее самочувствие. Данный вид процедуры поможет ребёнку с ЗРР быстрее не только справиться с нарушениями речи, а ещё и улучшить его .
Родители детей с речевыми нарушениями не понаслышке знают, что такое логопедический массаж. С его помощью можно не только активизировать мышцы речевого аппарата, но и научить ребёнка правильно выговаривать звуки. Если органы речи готовы к работе, то и сложные звуки становится легче произносить. Тем более, данные занятия хорошо помогают в случаях, когда детям сложно произносить большое количество звуков.
Перечень речевых нарушений, при которых назначается массаж достаточно обширен. При задержке речевого развития и правильном подходе, удаётся полностью устранить проблему, если нет других отклонений. Если отставание речи ребёнка от нормы значительное, родителям следует быть готовым к тому, что потребуется немало времени для доведения речи до нормального состояния.
Логопедический массаж языка помогает справиться со следующими задачами:
Родители должны знать, что существует ряд противопоказаний. Они носят временный характер и требуют отложить занятие на некоторое время. Например, детский логопедический массаж не рекомендуется делать при следующих обстоятельствах:
Есть и другие противопоказания, о которых вас детально проинформирует наш специалист перед началом курса занятий. На видео ниже хорошо показано как делается логопедический массаж зондами:
Перед началом процедуры логопед исследует состояние мимических, артикуляторных мышц, общей, ручной моторики. Определяет в каком они состоянии: напряжены или пассивны, имеются ли подёргивания, асимметрия в работе мышц, в зависимости от этого подбирает соответствующий набор упражнений. Во время сеанса массажа специалист подробно рассказывает и показывает тонкости проведения процедуры родителям. Они же, в свою очередь, для закрепления полученного результата, проводят их дома.
Массаж для развития речи рекомендуется делать в несколько циклов, каждый из которых включает в себя 10 сеансов. Сеансы проводятся либо каждый день, либо через день. Промежуток между циклами составляет 1–2 месяца. Если нет возможности частого визита к логопеду, допускается увеличение расстояния между сеансами, при этом необходимо увеличить их количество.
Логопедический массаж практически бессмыслен без одновременно проводимых занятий по коррекции имеющихся речевых нарушений. Поэтому мы проводим его бесплатно в рамках индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.
Продолжительность первых сеансов должна составлять около 5 минут. Постепенно время и количество упражнений увеличивается. Малышам, у которых были обнаружены серьёзные проблемы с развитием речевого аппарата, длительность первых занятий составляет всего 1–2 минуты, тем самым мы постепенно приучаем их к этому процессу, чтобы не вызвать негативного отношение к массажу и добиться необходимого результата.
В зависимости от нарушения речи у детей, специалист выбирает определённый вид массажа (руками, зондами, ложками и др.) и технику его выполнения. Следует учитывать, что логопедический массаж языка вспомогательными средствами должен проводиться не ежедневно, так как можно вызвать раздражение языковых рецепторов. Оптимальным вариантом считается выполнение через день.
Зондовый массаж - это самый эффективный метод, так как зонды имеют разную форму и функции, что позволяет достичь необходимого эффекта значительно быстрее.
Вы можете ускорить процесс коррекции нарушения, проводя массаж самостоятельно. Для занятий с ребёнком не требуется покупать каких-то специальных зондов, которые можно увидеть у логопеда, когда он выполняет процедуру. В работе с ребёнком дома можно использовать тёплые руки взрослого или обычные ложки, зубную щётку.
Ниже приведём несколько вариантов, которые вы можете делать дома самостоятельно. Единственное, мы настоятельно рекомендуем один раз прийти к нам, чтобы логопед проверил всё ли вы делаете правильно. Заодно специалист даст рекомендации конкретно для вашего случая.
Перед тем как делать логопедический массаж в домашних условиях, нужно хорошо проветрить помещение. Другим важным моментом является отсутствие каких-либо болезненных ощущений - все манипуляции должны быть безболезненными.
Все манипуляции выполняется чистыми, тёплыми руками, не менее двух раз в день (утром и вечером). Берём не более 5–7 упражнений. Начинаем и заканчиваем массаж поглаживанием.
Упражнения для губ:
Для нижней челюсти:
Для языка:
Для нёба:
Он требует небольшой подготовки. Прежде всего, необходимо купить саму зубную щётку. Она должна быть чистой и специально предназначенной для занятий, а не для чистки зубов. Ворс у щётки должен быть мягким. Дополнительно потребуется купить бинт. Перед занятием нужно будет сделать несколько тампонов. Их подкладывают под язык для сбора слюны, которая будет активно выделяться во время массажа. Важно вовремя сменять тампоны новыми. Это потребуется делать приблизительно каждые 2 минуты.
Если в качестве массажиста выступает мама маленького ребёнка, чтобы расслабить малыша нужно проводить все упражнения в активном контакте-общении. Можно напевать песню, рассказывать сказку, включить классическую музыку, положить любимые игрушки. Нужно подстраиваться под своего ребёнка.
В основе всех массажных упражнений лежит поглаживание и лёгкая вибрация. С помощью последнего удаётся достичь расслабления мышц, которые находятся в гипертонусе. Поглаживания выполняют спиралевидными или круговыми движениями. Надавливания не должны быть сильными.
В том случае, когда логопедический массаж выполняется ребёнку больным ДЦП, нужно подобрать правильную позу. Она может быть такой:
При выполнении массажа при ДЦП техника массажа направлена на релаксацию мышц языка. Дополнительно производится воздействие на скуловые мышцы, носогубную складку и подчелюстные мышцы.
Важным условием любого массажа является чистота рук и инструментов, которые специалист будет использовать во время выполнения процедуры. Логопедический массаж ложками выполняется при помощи обычных столовых приборов. Единственное условие: отсутствие узоров и прочих выступающих элементов на ложке, которые могут травмировать слизистую.
Для выполнения массажа потребуется взять 2 чайные ложки и несколько про запас на тот случай, если они будут падать на пол.
Родители должны понимать, что при проблемах с речью в массаже в большей степени нуждается язык, но без активизации всего речевого аппарата невозможно добиться должного результата. Все упражнения повторяются по 8 раз. Техника выполнения логопедического массажа ложками следующая:
При выполнении массажа у большей части детей наблюдается обильная саливация, поэтому необходима работа по преодолению слюнотечения:
Важно правильно завершить сеанс массажа. Для этого нужно погладить руками лицо и похвалить ребёнка. Хорошим заключением процедуры считается любимая игра или небольшой сюрприз в виде наклейки. Положительный настрой малышу будет гарантирован, и в следующий раз он будет без проблем соглашаться на процедуру, зная, что после неё последует вознаграждение.
При наличии глубоких патологий (ринолалия, ДЦП), касающихся речевого аппарата, самостоятельно предпринимать попытки исправить дефект не рекомендуется. Каждый ребёнок, как и его клиническая картина, индивидуальны и требуют особого подхода для развития речи, коррекции и лечения нарушений.
Лечение задержки речевого развития – это проведение комплексной коррекционно-развивающей работы, направленной на нормализацию речевой функции у ребенка. При таком диагнозе важно начать лечение как можно раньше, это повышает шансы на полное устранение проблемы. ЗРР – это сложная патология, при которой процесс формирования речи сильно отстает от возрастных норм. Лучше всего заболевание поддается коррекции с помощью .
Преимущественно такой диагноз «задержка речевого развития» ставится малышам в 3-4 года. При такой патологии наблюдается медленное освоение ребенком норм родного языка по сравнению со своими сверстниками.
При задержке речи страдают все ее компоненты, начиная от звуков и словаря, заканчивая фразами. Чаще такое заболевание выявляется у мальчиков, чем у девочек. Подобное и накладывает определенный отпечаток на психических процессах у детей.
С учетом данной особенности патологии чаще всего такие нарушения, как ЗРР и ЗПР, протекают одновременно, и ставится диагноз «задержка психо-речевого развития». Речевые нарушения в детском возрасте – это медико-педагогическая проблема, решение которой проводится при участии различных специалистов.
При диагностировании такого нарушения, как , чем лечить патологию определяет специалист.
Важно: родителям следует помнить о том, что чем раньше выявлено нарушение, тем выше шансы на полное выздоровление. Специалисты утверждают, что начинать работать следует сразу же, как возникли подозрения на болезнь.
В 3-4 года с детьми уже работают специалисты, которые занимаются коррекцией речевых нарушений. Борьба с ЗРР у детей обычно проводится с применением следующих методов:
По назначению невролога может проводиться ЭЭГ при задержке речевого развития, благодаря которому удается оценить биопотенциалы мозга и выявить очаги функциональной и патологической активности.
Эрготерапия для детей с задержкой речевого развития предполагает проведение коррекционной работы в комфортных условиях. Это обозначает, что для достижения положительных результатов необходимо хорошее настроение ребенка и заинтересованность в сочетании с другими лечебно-восстановительными мерами.
Еще одним методом лечения является транскраниальная микрополяризация головного мозга при задержке речевого развития, эффективность которой подтверждена множественными исследованиями. В основе методики лежит воздействие электрического тока на мозг, причем сила его намного меньше той, которая применяется при электрофорезе.
Важно: после проведения курса лечения при ЗРР наблюдается уменьшение импульсивности, восстановление внимания, усидчивости и памяти. Кроме этого, появляются новые слова, фразы и активно развиваются двигательные функции.
Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс
Несмотря на множество положительных отзывов специалистов о такой процедуре, как транскраниальная микрополяризация при задержке речевого развития, добиться эффекта не получится в том случае, если нарушение обусловлено психиатрическим заболеванием в тяжелой форме.
Врачи утверждают, что именно комплексное лечение задержки речевого развития у детей считается самым эффективным. Кроме этого, важное место в борьбе с недугом отводится родителям ребенка.
Важной частью занятий считается логомассаж, который используется для постановки звуков речи и формирования артикуляционного аппарата. Чаще всего такую процедуру делают детям старшего дошкольного возраста, у которых при поступлении в школу уровень речи отстает от нормы.
Обычно массаж при задержке речевого развития делают специалисты, и важно, чтобы он был выполнен аккуратно, профессионально и безболезненно. После курса лечения у ребенка нормализуется тонус мышечной и мимической мускулатуры, а также восстанавливается функционирование артикуляционного аппарата.
Логомассаж рта проводится с применением специальных приспособлений либо зубных щеток. В домашних условиях логомассаж при задержке речевого развития можно заменить поеданием твердой пищи, что также помогает разрабатывать артикуляционный аппарат.
Для того чтобы лечение речевой патологии было эффективным, родителям необходимо принимать активное участие в этом процессе. В домашних условиях можно выполнять с ребенком некоторые упражнения и задания:
В домашних условиях родителям необходимо как можно чаще общаться со своим ребенком и стимулировать у него желание подражать им. В речи лучше всего использовать простые предложения и обязательно озвучивать все свои действия.
Рекомендуется ограничить просмотр телепередач либо вовсе от него отказаться, а читать доступные возрасту ребенка сказки и рассказы. Для развития дыхательной системы можно учить кроху играть на дудочке, губной гармошке либо надувать мыльные пузыри. Кроме этого, можно массировать руки ребенка и пальчики специальными приспособлениями либо использовать обычные шишки. Ни в коем случае не стоит заострять внимание на дефекте речи и стесняться ее, а обязательно поощрять любые его достижения и успехи.
Даже самые борьбы с задержкой речевого развития могут оказаться неэффективными, если малыш растет в неблагоприятной обстановке. Родителям следует запомнить, что чем раньше начата коррекционная работа, тем выше шансы на положительный результат.
Особой эффективностью отличается лечение задержки речевого развития в Израиле, которое осуществляется в нескольких клиниках и практикует комплексный подход.
Сегодня, к сожалению, многие детки страдают недостатками речи, некоторым даже ставят различные диагнозы по нарушениям. Логопедический массаж для детей сопутствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения малышей. Ведь тонус мышц новорожденных влияет на будущую речь. Поэтому при помощи массажа происходит расслабление лицевых мышц и тканей, что формирует правильную речь.
Совмещение посещений логопеда и массажа будет продуктивно и принесет свою пользу.
Корректировка включает в себя следующие задачи:
Все это при правильном подходе и систематизации приводит к качественному результату.
Однако не всегда можно делать логопедический массаж.
Он противопоказан при кожных заболеваниях лица, губ и полости рта (сыпь, герпес, стоматит, вирусные инфекции, гингивит, болезни горла, воспаление лимфоузлов, а также конъюнктивиты и чирьи).
Все они принесут болезненные ощущения и дискомфорт, из-за которых ребенок даже в здоровом состоянии может отказаться от занятий.
Не секрет, что для развития речи нужно работать не только с речевым аппаратом, ведь в человеческом организме все взаимосвязано.
В идеале логопедический массаж назначается врачом-специалистом. Однако не у каждого есть возможность его посетить, поэтому легкие упражнения можно выполнять на дому самостоятельно. Для начала необходимо создать благоприятные условия – покой и тишину, чтобы ребенок не отвлекался. Помещение должно быть светлым и проветриваемым. Руки массирующего теплыми и чистыми.
Первое занятие не более пяти минут, ребенок должен привыкнуть к необычной для него процедуре. Первое время массаж должен составлять не более 10 минут, через неделю время можно увеличить до 25-30 минут. Время варьируется в зависимости от возраста: самые маленькие детки могут выдержать только 10 минут, дошколята до 15-20, а вот школьники полноценно могут протерпеть 25 минут.
Занятия должны быть систематизированы, примерно 2-3 раза в неделю, чем меньше разрыв между занятиями, тем выше эффективность. Однако каждодневное повторение тоже может привести к отторжению.
Для массажа следует приобрести массажное масло либо масла растений, предварительно проверив их на аллергическую реакцию. Во избежание инфекций используйте перчатки и маску, это важно особенно для грудничков. Также может понадобиться и нашатырный спирт, в случае потери сознания, что случается крайне редко.
Многие считают, что в домашних условиях мама справиться с нарушениями речи не сможет. Однако это большое заблуждение. Все логопеды говорят о необходимости занятий дома, иначе трудно закрепить полученный результат каждого занятия.
Массирование лучше начинать со всего лица, что снимет гипертонус и общее напряжение малыша. Начиная со лба, постепенно поглаживаниями опускаемся к подбородку. Движения мягкие, от центра лица к краю, по горизонтали. Лоб – виски, брови – линия роста волос, веки, щеки – от носа к уху, от губ к уху. Повторить их можно 2-3 раза.
Если же ребенку неприятно или он просто не хочет, то стоит ограничиться легкими поглаживаниями, постепенно переходя к комплексу.
Выполняется от кончика язычка к его корню.
Без подготовки эти упражнения сделать не так легко. Множество обучающих видео для массажа языка поможет новичкам.
Еще одно важное условие – ребенок должен контролировать слюноотделение, если это получается плохо, можно под язык подложить салфеточку и менять по мере намокания.
Сюда входят также подбородок и носогубная складка.
Данный комплекс повторяется несколько раз за один сеанс.
Прорабатываются отдельно пальчики и вся поверхность ладони. Пальцы массируются от кончика до основания. Начинать лучше всего с мизинца.
Массировать можно по одному уху, а затем оба ушка одновременно.
Для такого массажа требуется две ложки. Размер зависит от возраста ребенка. Малышам лучше применять детские силиконовые и пластмассовые ложечки.
Закончить комплекс массажа важно мягко и аккуратно, чтобы ребенок получал от процедуры только положительные эмоции и не отказывался в дальнейшем.
Массаж в домашних условиях дает положительные результаты. Это можно увидеть, не только прочитав отзывы довольных мам, но и выслушав компетентное мнение специалистов-логопедов. Многие отмечают, что первые результаты становятся заметны уже через 4-5 занятий. У деток с тяжелыми нарушениями динамика заметна через 7-8 занятий.
Логопедический массаж в домашних условиях прекрасно справляется со многими речевыми нарушениями. Главное, быть настойчивым в этом деле и не прерывать сеансы.
О том, как правильно выполнять логопедический массаж в домашних условиях, смотрите в следующем видео.