Собирает и сплачивает всю семью. Как объединить семью: устраиваем собрание

Выпускной

Сплоченность является интегративным параметром семейной системы, описывающим структуру семьи с точки зрения способности реагировать на внешние и внутренние воздействия [Карабанова О. А., 2001]: сплоченность семьи определяет способность противостоять естественным стрессогенным факторам при прохождении различных стадий жизненного цикла, а также адекватность реакций семьи на вертикальные стрессоры. Механизм сплоченности включает в себя в большей или меньшей степени все параметры семьи, описанные выше, отражая степень функцио-нальности/дисфункциональности семейной системы.

Механизмы возникновения сплоченности изначально были описаны в русле социальной психологии, а потом ассимилированы в понимание семьи в семейной психологии [Андреева Г.М., 2002; Карабанова О.А., 2001].

  • Сплоченность как межличностная аттракция, описанная А.Лотт и Б.Лотт, является производной от количества и силы взаимных позитивных установок по отношению к членам семьи. В этом понимании повышению сплоченности способствует демократический стиль семейного руководства, обеспечивающий оптимальные условия межличностного взаимодействия.
  • Сплоченность как результат адекватной мотивации группового членства (Д. Картрайт). Как было указано выше, мотивация вступления в брак и поддержания внутрисемейных отношений является сильным интегрирующим или дезинтегрирующим фактором. Наиболее адекватным для семьи мотивом является эмоциональная близость ее членов (любовь). Но также возможны варианты с неадекватной мотивацией, но при условии их взаимной комплементарности у разных членов семьи и/или степени взаимного согласия.
  • Концепция сплоченности как ценностно-ориентационное единство развивается А. В. Петровским. Этот подход ставит в основу сплоченности эмоциональную идентификацию с семьей, предполагающую высокую степень развития эмпатии, способности понимать, сопереживать, а также общность целей и ценностей, когда личность связывает свои жизненные планы, благополучие и возможности личностного саморазвития именно с семьей. Важным условием развития сплоченности семьи является гармоничность сочетания образа «Мы» (семья) и образа «Я».

Теоретические представления о сплоченности нашли отражение в одной из структурных моделей семьи - циркулярной модели Олсона, включающей в себя помимо сплоченности параметр гибкости, а также параметр коммуникации. (Модель описана рядом авторов [Карабанова О. А., 2001; Системная семейная терапия, 2002; Черников А. В., 2001; Эйдемиллер Э.Г., 1999].)

Модель представляет собой пространство, задаваемое двумя ортогональными осями - сплоченностью и гибкостью, которые задают тип семейной структуры, и дополнительным параметром - коммуникацией, - графически не включенным в модель.

Семейная сплоченность - это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной они эмоционально взаимозависимы, при минимальной - автономны и дистанцированы друг от друга. При этом учитываются характер внутрисемейных границ, особенности принятия решений, характер внесемейных связей членов семьи и др. [Системная семейная тера пия, 2002].

Семейная гибкость - характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров. (Имеется в виду количество изменений в семейном руководстве, семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения [Системная семейная терапия, 2002; Черников А. В., 2001].)

В модели Олсона выделяется четыре уровня сплоченности: 1) крайне низкий - разобщенный тип семьи; 2) разделенный - низкий к умеренному; 3) связанный - умеренный к высокому; 4) сцепленный - чрезмерно высокий уровень. На шкале гибкости Д. Олсон также выделяет четыре уровня: от ригидного - очень низкий, структурированного - низкий к умеренному, гибкого - умеренный, к очень высокому - хаотичному типу семейной системы (рис. 1) [Черников А. В., 2001, с. 32].

Выделяют умеренные, или сбалансированные, и крайние, или экстремальные, уровни семейной сплоченности и гибкости.

Сбалансированные уровни - показатель успешности функционирования системы - обеспечивают оптимальное семейное функционирование. Для семейной сплоченности такими уровнями являются разделенный и связанный, для семейной гибкости - структурированный и гибкий.

Экстремальные уровни обычно рассматриваются как проблематичные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы [Системная семейная терапия, 2002; Черников А. В., 2001].

Если уровень сплоченности очень высок - сцепленный , - то существует слишком много центростремительных сил в семье, крайности в требовании эмоциональной близости, отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга; в семье слишком много согласия, различия в точках зрения активно не поощряются.

Рис. 1. Циркулярная модель Д. Олсона Типы систем: светло-серые квадраты - сбалансированные, белые - среднесбалансированные, темно-серые - несбалансированные

Отношения между членами семьи характеризуются низкой степенью дифференцированности. Семья как система имеет жесткие внешние границы с окружением и слабые внутренние границы между подсистемами и индивидуальностями. Энергия людей сфокусирована в основном внутри семьи или отдельной ее подсистемы, и существует мало не разделенных с другими друзей и интересов.

В другой крайности - разобщенной системе с низким уровнем сплоченности существует слишком много центробежных сил. Члены семьи эмоционально крайне дистанцированны, почти не испытывают привязанности друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение: они редко проводят время вместе, у них нет общих друзей и интересов, им трудно оказывать друг другу поддержку и совместно решать жизненные проблемы. Часто за такой изолированностью от других, подчеркнутой независимостью стоят неспособность устанавливать близкие взаимоотношения, возрастание тревоги при сближении с другими людьми.

Члены семей сбалансированных типов сочетают собственную независимость и тесные связи в своей семье. Семьи с раздельным типом взаимоотношений отличаются некоторой эмоциональной разделенностью, но она не проявляется в таких крайних формах, как в разобщенной системе. Несмотря на то что время, проводимое отдельно, для членов семьи более важно, они способны собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения; интересы и друзья обычно разные, но некоторые могут разделять и другие члены семьи.

Объединенный тип семьи характеризуется эмоциональной близостью, члены семьи чаще проводят время вместе. Однако сплоченность в таких семьях не достигает степени запутанности, когда пресекаются всякие различия.

Семьи нуждаются не только в балансе близости/раздельности, но и в оптимальном сочетании изменений внутри семьи со способностью сохранять собственные характеристики стабильными. Несбалансированные системы по шкале гибкости склонны быть или ригидными, или хаотичными.

Система становится ригидной , когда она перестает реагировать на жизненные задачи, возникающие перед семьей в ее продвижении по стадиям жизненного цикла. В ригидной системе роли, как правило, строго распределены, а правила взаимодействия остаются неизменными. Такая семья отличается чрезмерной иерархи-зированностью. Слишком незначительное количество изменений в системе ведет к высокой предсказуемости и ригидности поведения ее членов.

Хаотическая система имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения являются импульсивными и непродуманными, роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому. Большое количество изменений приводит к непредсказуемости того, что происходит в системе.

Структурированный и гибкий типы относятся к сбалансированным. Системы структурированного типа отличаются некоторыми чертами демократического руководства - члены семьи способны обсуждать общие проблемы и учитывать мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, однако существует некоторая возможность их обсуждения.

Гибкий тип семейной системы характеризуется демократическим стилем руководства. Переговоры ведутся открыто и активно включают детей. Роли разделяются с другими членами семьи и меняются, когда это необходимо. Иногда семье может не хватать лидерства, но это не приводит к потере управляемости системы.

На основании циркулярной модели Д. Олсон сделал ряд предположений, которые впоследствии были подтверждены на практике. Структура семьи претерпевает изменения при прохождении через стадии жизненного цикла. Для успешного решения жизненных задач семье необходимо модифицировать близость и гибкость: семьи могут приближаться к краям изменений, если это необходимо, но «застревание» в этих позициях ведет к возникновению проблем. Позитивные коммуникативные навыки помогают поддерживать равновесие в двух выделенных измерениях, а крайние типы отличаются обедненной коммуникацией, что препятствует движению к сбалансированным типам и увеличивает вероятность их «застревания» в крайних позициях. Таким образом, супруги и семьи сбалансированных типов в целом будут функционировать более адекватно. Однако при определении степени сплоченности и гибкости семейных систем следует учитывать, что эти показатели могут варьироваться у разных этнических групп.

Клиническая проверка циркулярной модели Д. Олсона осуществлялась зарубежными исследователями [Черников А. В., 2001]. Также были получены данные о наличии корреляций между показателями сплоченности и гибкости в диадных отношениях [Антонов А.И., 1998]. Отечественных же системных исследований, описывающих структурно-функциональные особенности семейной системы с учетом представлений всех ее членов и направленных на изучение закономерностей внутрисемейных представлений (что является наиболее важным в консультативной практике для постановки адекватного семейного диагноза), крайне мало.

На основе циркулярной модели функционирования семьи Д. Олсона была разработана методика FACES III, адаптированная и стандартизированная в условиях российской реальности [Системная семейная терапия, 2002] (текст опросника FACES III см.: глава 5, п. 5.5).

В современной психологии накопилось большое количество исследований по проблемам развития семьи, нарушений функционирования семьи, детско-родительских отношений и т. п. Вместе с тем, исследователи отмечают, что в условиях социальной нестабильности большинство людей испытывают острую потребность в принадлежности к более устойчивым общностям, среди которых первое место принадлежит семье.

В родительскую семью человек включается по факту рождения и идентифицируется с ее членами в процессе воспитания и усвоения семейных традиций. Стабильное функционирование супружеской семьи нуждается в опоре на средства, усиливающие ее сплоченность. Психологическими средствами поддержания внутрисемейных отношений могут стать ритуалы как вновь созданные и значимые для всех членов семьи формы взаимодействия.

Используя понятие «ритуал», следует выявить его содержание и отграничить от терминов, близких по значению. Так, согласно общепринятым взглядам, традиции - это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения. Обряды - это традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности человека (обряды инициации, брачные обряды, сельскохозяйственные, календарные и др.). Обычаи - это стереотипный способ поведения, который воспринимается в определенном обществе или социальной группе как привычный для членов этой группы (обычай деревенских жителей ложиться рано спать). Привычка - это сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности (чистить зубы).

В отличие от перечисленных терминов, ритуалы - это понятие, введенное в психологию развития Э. Эриксоном (1966). Согласно его теории, ритуалы - это повторяющиеся действия, имеющие значение для всех участников взаимодействия. Ритуалы - это формализованные, стереотипизированные,.индивидуализированные формы взаимодействия между людьми, их значение не выступает в качестве объекта рефлексии участников взаимодействия. В соответствии с законом биполярности, по Э. Эриксону, существуют ритуалы и ритуализмы. Следующие отличительные признаки характеризуют подлинные ритуалы:


  • их общее значение для всех участников взаимодействия при сохранении различий между индивидами;
  • развитие по стадиям жизненного цикла, в ходе которого достижения предыдущих стадий на более поздних этапах приобретают символическое значение;
  • игровой характер ритуала, т. е. способность сохранять новизну при многократных повторениях.

Подлинные ритуалы играют особую роль в идентификации личности с коллективом. Они способствуют сплочению группы. В противоположность этому, ритуализмы - повторяющиеся действия, из которых выхолощено (исчезло) духовное содержание, они носят дисфункциональный характер.

В способности к ритуализации межличностных отношений Э. Эриксон видел возможность создания нового стиля жизни, способного привести к преодолению агрессивности и амбивалентности в человеческих отношениях.

В педагогической системе А. С. Макаренко (1951) ритуалам и традициям отводится особая роль в идентификации личности с коллективом и его сплочении. В качестве примера можно назвать ритуал приема в колонию, сопровождающийся торжественным сжиганием лохмотьев вновь прибывших; выдача форменной одежды; неукоснительное соблюдение почести знамени; специальная терминология и др. Так, на практике, намного опередившей теорию, было показано, что подлинные ритуалы способствуют нормативному регулированию функционирования группы, координируют поведение каждого для достижения общей цели.

Семейные ритуалы были предметом изучения в Миланской школе системной семейной психотерапии (М. Сельвини Палаццоли, Л. Босколо, Д. Чеккин, Д. Прата и др.). Здесь были выделены следующие типы семейных ритуалов:


  • ритуалы повседневной жизни (прием пищи, отход ко сну, встреча, прощание);
  • ритуалы внутрисемейного календаря (дни рождения, годовщины);
  • ритуалы празднования событий, отмеченных во «внешнем» календаре (Рождество, Новый год);
  • ритуалы жизненных циклов (свадьба, рождение ребенка, смерть).

В соответствии с временной характеристикой представлены также виды семейных ритуалов. Это минимизированные ритуалы, связаные с неприятными переживаниями для членов семьи:


  • муж пьет - жена и дети избегают совместных праздников с другими семьями;
  • прерванные ритуалы, связанные с переездом, разводом, войной, смертью близкого человека;
  • жесткие ритуалы, для которых характерны действия, выполняемые автоматически, в таких семьях мало веселья, игривости;
  • обязательные ритуалы, отличающиеся напряжением для людей, которые его не ждут, но изменить ничего не могут (религиозные ритуалы для атеистов);
  • гибкие ритуалы, изменяющиеся с течением времени (ребенок становится подростком и меняется ритуал отхода ко сну).

Семейные ритуалы могут выступить в качестве психологических орудий или средств в формировании сплоченности внутрисемейных отношений.

Сплоченность как интегральная характеристика семьи включает в себя определеную степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу, а также сформированность семейного самосознания, когнитивный аспект которого - образ «Мы» , а аффективный аспект - чувство «Мы» . В исследованиях Д. Олсона выделено четыре уровня сплоченности семьи .


  • Разобщенный тип семьи - члены семьи почти не испытывают привязанности друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение.
  • Разделенный тип семьи - члены семьи способны собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу, принимать совместные решения, несмотря на то, что их взаимоотношения отличаются некоторой эмоциональной разделенностью.
  • Запутанный тип семьи - существуют крайности в требовании эмоциональной близости и лояльности, отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга.
  • Объединенный тип семьи - характеризуется эмоциональной близостью, лояльностью во взаимоотношениях. Члены семьи часто проводят время вместе, это время для них важнее, чем время, посвященное индивидуальным интересам.

Д. Олсон считает, что раздельный и объединенный типы семьи являются сбалансированными и обеспечивают оптимальное функционирование семьи. Семьи с разобщенным и запутанным типом сплоченности являются проблемными.

В концепции М. Боуэна неадекватно сплоченная семья характеризуется сверхблизостью членов семьи, чередующейся с периодами взаимного отчуждения , эмоциональной зависимостью членов семьи друг от друга и регидностью отношений между ними.

Согласно нашему предположению, семейные ритуалы могут быть тем инструментом (психологическим орудием, по Выготскому), который поможет изменить устойчивые, но нефункциональные способы взаимодействия в семье . Анализ литературных источников, раскрывающих особенности гармоничной и дисфункциональной семьи (М. Боуэн, В. Н. Дружинин, К. Витакер, В. Сатир, А. С. Спиваковская и др.), позволяет конкретизировать понятия функционального и дисфункционального ритуала в семье.

Функциональные ритуалы представляют собой нормы (образцы, способы) конструктивного взаимодействия членов семьи , основанные на соглашении между ними и возобновляющиеся через определенные промежутки времени в повторяющихся обстоятельствах. Они могут включать конкретные действия в их ролевой и временной последовательности. Функциональные ритуалы отличаются гибкостью, они соответствуют индивидуальным нуждам членов семьи и приемлемы для них. Функциональные ритуалы способствуют поддержанию сплоченности семьи на сбалансированном уровне.

Дисфункциональные ритуалы представляют собой способы неконструктивного поведения , периодически повторяющиеся в семье. Они закрепляют неэффективные отношения между членами семьи и не соответствуют потребностям личностного роста. Дисфункциональные ритуалы отличаются ригидностью и способствуют поддержанию завышенного или заниженного уровня сплоченности семьи.

В нашем эмпирическом исследовании проведен опрос двух групп взрослых людей о ритуалах, имеющих место в родительской и супружеской семье. Группа А - студенты Арзамасского государственного педагогического университета, живущие в родительской семье (195 человек).
Группа Б - люди от 25 до 45 лет, имеющие семью и ребенка (62 человека). Эта группа влючает четыре подгруппы:
люди, состоящие в браке;
люди, находящиеся в разводе;
матери-одиночки;
вдовы/вдовцы.

В ходе опроса выявлялись семейные ритуалы в родительской и супружеской семье, их роль в жизни семьи, мотивация к сохранению ритуалов родительской семьи в будущей супружеской семье. Было получено описание 672 семейных ритуалов. Несмотря на заинтересованое отношение респондентов к опросу, обнаружились трудности вычленения ритуалов из обыденной жизни. Как правило, участники опроса не задумывались о значении семейных ритуалов. Опрос помог им по-новому посмотреть на этот феномен и оценить его значение в жизни семьи. Заметим, что для наших респондентов слово «ритуал» имеет более узкий, житейский смысл, и для того чтобы выявить повторяющиеся события, имеющие значение для всех членов семьи, во время беседы мы использовали словосочетание «традиционные события».

На рис. 1 представлена частота упоминаемых семейных ритуалов в группе А.

Приведем примеры семейных ритуалов респондентов группы А:

«Причащаемся в церкви преред новым учебным годом», «27 ноября отмечаем престольный праздник нашего села», «Каждую весну папа ездит на рыбалку на Волгу. После его приезда в первый же день мы устраиваем рыбный праздник - жарим рыбу, ставим ее на стол прямо на сковороде. Варим уху и едим ее деревянными ложками», «На День Победы идем на кладбище на могилу к дедушке, участнику ВОВ», «Хлеб в семье режет только папа - он главный в семье», «День Семьи - день свадьбы родителей», «Фотографии на память в день рождения», «На каждый праздник отец готовит свое коронное жаркое», «Отмечаем дедушкино второе рождение - выздоровление после тяжелого ранения во время войны», «У нас есть традиционное воскресное блюдо», «Обмываем покупку новой вещи», «Каждый вечер папа приходит с работы и приносит шоколадку, и мы вместе пьем чай», «Задушевные песни за столом, на природе», «1 сентября обязательно покупаем торт».

Семейные ритуалы респонденты связывают, прежде всего, со сплоченностью семьи, формированием позитивного эмоционального фона, психологического комфорта. Оценивая роль ритуалов в жизни семьи, респонденты говорили:

«Благодаря традициям, семья станет более сплоченной», «Они делают нас добрее друг к другу», «Умножают радости, умение доставлять удовольствие своим родным», «Дают возможность встречи всех родственников, многие из которых живут в разных городах».

На рис. 2 представлена оценка функции семейных ритуалов респондентами группы А.

Анализ ответов людей, имеющих или имевших супружескую семью (группа Б), позволил показать, что репертуар семейных ритуалов отличается в зависимости от типа семьи. Респонденты из полной семьи чаще всего называют, эмоционально и подробно описывают разнообразные ритуалы, связанные с жизнью семьи, с общепринятыми и семейными праздниками:

«Муж - хозяин гаража, погреба, прихожей в доме: чистит обувь, верхнюю одежду, убирает несезонную обувь», «На Новый год все вместе наряжаем елку, приглашаем Деда Мороза, кладем подарки под елку», «Отмечаем день свадьбы каждый год - дарим друг другу подарки, организуем ужин при свечах», «Стараемся выходные проводить с семьей, еще лучше - на природе», «Играем в карты», «В пятницу всей семьей идем в баню, пьем пиво с рыбой», «Вся семья всегда ужинает вместе», «Каждый вечер стараемся устроить маленький праздник. Покупаем вкусности, пьем чай, обсуждаем прошедший день (только вечером у нас есть час-два, которые мы проводим вместе)».

Респонденты из неполных семей чаще всего называют ритуалы, связанные с организацией жизни семьи и семейных праздников: «На день рожденья печем пирог, вечером собираемся вместе», «Дочь кормит крысу и убирает ее клетку, а сын ухаживает за котом» (рис. 4).

Матери-одиночки указывают только ритуалы, связанные с встречей семейных праздников, общепринятых праздников и совместным отдыхом: «Хорошо встречать гостей», «Отмечаем день рожденья дочери с ее подругами, готовим развлекательную программу» (рис. 5).

В семьях вдовы (вдовца) называются ритуалы, связанные с организацией жизни семьи и празднованием семейных событий: «Каждый член семьи убирает за собой сам: моет посуду, убирает постель», «Наши летние дни рожденья всегда отмечаем на природе, у воды» (рис. 6).

На основе высказываний респондентов группы А и группы Б о частоте, разнообразии и роли ритуалов в их семейной жизни были выделены уровни сплоченности семьи . Критерием иерархической последовательности уровней сплоченности служит количество существующих в семье различных типов семейных ритуалов (от 0 до 10) .

«Сплоченность 10-9» отличается не только большим количеством названных ритуалов, но и их подробным эмоциональным описанием. Часто упоминалась взаимопомощь, хорошие отношения в семье, совместная деятельность членов семьи.

На уровне «Сплоченности 8» молодые люди указывали, что проблемы в семье есть, но это нормальная ситуация.

Для «Сплоченности 7» характерно желание молодых людей улучшить ситуацию в родительской или в будущей супружеской семье. Общая тенденция ответов, относящихся к уровню «Сплоченность 6», состояла в признании трудностей в семье, отчужденности членов семьи друг от друга.

«Сплоченность 5» и «Сплоченность 4-3» относятся к неблагополучным семьям; респонденты указывали на возможные, с их точки зрения, причины этого неблагополучия. Людям, сплоченность семьи которых оценивается низкими баллами (4-1), трудно было вспомнить семейные ритуалы и говорить о преемственности традиций в семье. Вместе с тем, у этой части опрашиваемых были отчетливо выражены позитивные ожидания от включения ритуалов в жизнь семьи .

Введение в ходе коррекционной работы специально разработанных для каждой конкретной семьи функциональных ритуалов будет способствовать укреплению семьи, повышению уровня ее сплоченности. Новые ритуалы могут стать тем психологическим средством, которое позволит членам семьи сочетать индивидуальную независимость с семейным самосознанием, основанным на близких, эмоционально позитивных отношениях заботы и взаимопомощи, открытости коммуникации, гибкости семейных ролей.

Проверка этой гипотезы осуществлялась в условиях Центра социально-психологической помощи семье (г. Арзамас). Семьи, обращающиеся за психологической помощью, как правило, отличаются неудовлетворенностью супружескими отношениями, неэффективными детско-родительскими отношениями, имеют неразвитую систему семейных традиций. Уровень сплоченности в этих семьях чаще всего занижен (разобщенный тип сплоченности семьи). Это проявляется в нарушении семейной коммуникации, эмоциональном дистанцировании членов семьи, несогласованном поведении, трудностях оказания поддержки друг другу, отсутствии общих интересов.

Насаждение новых ритуалов на практике

Проанализируем подробнее ситуацию в семье П.

В этой семье у обоих супругов существует желание сделать «лучше для семьи», что означает - контролировать поведение, в том числе и выпивку мужа (со стороны жены), не вступать в открытые конфликты с женой, но не сдавать своих позиций (со стороны мужа). Напряженные отношения между супругами регулируются с помощью проблемного поведения сына-подростка. Он начинает себя плохо вести и учиться, проявлять несамостоятельность, забывчивость, что позволяет родителям объединяться, сотрудничать друг с другом, придумывать способы влияния на сына, перераспределять семейные обязанности, больше вовлекать отца в воспитание сына, больше времени проводить дома и т. п. Другими словами, в семье образовался дисфункциональный ритуал, поддерживающий семейную систему в ее существующем положении и не позволяющей семье распасться. При этом основную тяжесть родительских отношений несет на себе сын, отказываясь от самостоятельности и эмансипации от родителей.

В процессе коррекционной работы изменение уровня сплоченности семьи осуществлялось через введение нового ритуала. Мы исходили из того, что в дисфункциональной семье завышение или занижение сплоченности происходит за счет нарушения равновесия между индивидуальными потребностями каждого члена семьи и потребностями семьи в целом. Для того чтобы нормализовать уровень сплоченности в этой семье, необходимо укрепить супружескую коалицию путем введения нового функционального ритуала, который позволил бы мужу и жене реализовать свои потребности в лидерстве с учетом потребностей другого и семьи в целом. При этом сына-подростка следовало освободить от функции посредника в этих отношениях. Исходя из этого, мы предложили семье новый ритуал - «День лидера». Супруги должны заранее определить, кто из них будет лидировать в этот день, а кто будет подчиняться лидеру. При этом у второго супруга сохраняется «совещательная» роль - он может высказать свое мнение, предложить обсудить предлагаемое лидером решение, но не имеет права требовать, агрессивно настаивать на своей точке зрения. Супруги чередуются в лидерской роли. Предложенный ритуал обсуждался с семьей и был ею принят. Никаких фиксированных сроков окончания действия ритуала не предусматривалось. Ритуал может использоваться до тех пор, пока он будет иметь функциональное значение для семьи. В первое время после начала осуществления нового ритуала семье оказывалась поддержка в виде обсуждения, что получается и что не получается, что чувствуют члены семьи. При необходимости вносились коррективы.

Примерно через три месяца после начала осуществления ритуала в семье произошди перемены. Они фиксировались с помощью Семейного теста Т. Геринга (FAST), который использовался также в диагностическом обследовании семьи, до введения нового ритуала, и беседы со всеми членами семьи. По словам подростка, то, что теперь есть в семье, его полностью устраивает. «Как еще лучше, я пока не знаю», - говорил он. У подростка появилась возможность быть автономным от своих родителей. Он обратил внимание, что мама стала спокойнее и веселее, папа больше находится дома, ссориться они почти перестали.

В другой семье (семья Л.) создалась ситуация, при которой удовлетворение одним из супругов своих потребностей в поддержании самооценки, образа мужа и отца, сочеталось с неудовлетворением потребности жены и сына во внимании, любви и заботе. Семья обратилась в консультацию по поводу агрессивности сына. На диагностическом этапе было выявлено, что проблема семьи состоит в нарушенных супружеских отношениях. Муж выражал свою заботу о семье в основном через стремление к высоким заработкам и покупке вещей для семьи. Возможно, на это существенно повлияла травмирующая ситуация, в которой семья оказалась, когда неудачи мужа в бизнесе повлекли за собой распад семьи, обмен квартиры, выплату долгов и т. п. Эмоциональные отношения членов семьи нарушились, возникли неадекватные представления, как видит семейную ситуацию каждый из членов семьи, какие чувства они испытывают по отношению друг к другу. Для ребенка оказалось болезненным обсуждение любых тем, связанных с семьей.

Интересна роль кошки в этой семье. Животное в этой семье стало тем объектом, по отношению к которому все члены семьи испытывали позитивные чувства. Оно превратилось в эмоциональную связующую нить в семье. Коммуникацию с животным можно рассматривать как еще один пример дисфункционального ритуала, поддерживающего равновесие в семье.

Предложенный семье функциональный ритуал состоял в том, чтобы после совершения очередной покупки организовывать домашний праздник, когда все собираются за столом и говорят о том, какое значение имеет появление новой вещи для каждого члена семьи, как это повлияет на его жизнь и жизнь всей семьи в целом.

Введение нового ритуала повлекло за собой улучшение супружеской коалиции, улучшение семейной коммуникации, установление границ автономии каждого члена семьи при сохранении эмоциональной близости и открытости между ними.

В целом полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы.

1. Сплоченность семьи включает в себя эффективность межличностного общения, эмоциональную идентификацию с семьей, семейные ритуалы. Эффективность межличностного общения связана с нормами и правилами, принятыми в данной семье. Эмоциональная идентификация с семьей происходит благодаря отношениям симпатии, а также усвоению общих для семьи ценностей. Семейные ритуалы служат нормативному регулированию жизни семьи и являются способом организации событийности, в которой задаются смыслы и задачи совместной семейной жизни.

2. Дисфункция семьи связана со снижением или неадекватным усилением сплоченности семьи, что происходит за счет ослабления или неадекватного усиления эмоциональных связей, деформации отношений доминирования и ответственности, чрезмерной автономии членов семьи, ригидности отношений, несформированности системы семейных ролей, появления нефункциональных коалиций внутри семьи.

3. Семьи, испытывающие трудности, отличает аномальный уровень сплоченности (завышенный или заниженный), который поддерживается дисфункциональными ритуалами, или, иначе говоря, нефункциональными стабилизаторами семейных отношений.

4. Ритуалы, способствующие поддержанию сплоченности семьи на сбалансированном уровне, создают равновесие сил, способствующих объединению членов семьи, дающих членам семьи возможность развиваться индивидуально и строить отношения друг с другом, исходя из своих индивидуальных потребностей и представлений.

5. Представления о роли ритуалов в семье зависят от субъективной оценки сплоченности семьи. При ее высокой субъективной оценке традициям и ритуалам отводится значительная роль в гармоничном функционировании семьи, существует мотивация к их сохранению и передаче подрастающим поколениям, а также к обогащению накопленного репертуара семейных традиций.

6. Создание нового ритуала должно исходить из особенностей конкретной семьи и способствовать возникновению конструктивных образцов поведения.

Обухова Л.Ф., Дворникова И. Н. Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности cемьи // Психологическая наука и образование. 2008. №4. - C. 24 - 34

Как вы думаете, что объединяет семью и что делает ее сплоченной? Конечно же, не сам факт нахождения под одной крышей, не штамп в паспорте и не непосредственное родство. Семью объединяют общие устремления, занятия, интересы и грамотное разрешение конфликтов, которые являются естественной составляющей нормального функционирования любого коллектива.

На этапе влюбленности обычно не требуется никаких особых усилий, чтобы успешно разрешать споры. Как правило, влюбленные стараются не конфликтовать, поскольку хотят больше нравиться. Но потом гормональный фон приходит в норму, снижается накал эмоций, рождаются дети и вслед за ними появляются дополнительные проблемы, поэтому пара, не умеющая разумно разрешать свои конфликты, все чаще увязает в атмосфере хронической ссоры, испытывая раздражение от неудавшихся попыток что-либо исправить. И постепенно отдаляется друг от друга.

Конфликты в семье случаются по самым различным причинам: начиная от мелких бытовых неприятностей и заканчивая вселенскими противостояниями. И проявляются они по-разному: кто-то спокойно говорит, кто-то кричит, кто-то дуется по две-три недели.

И если в семье произошел конфликт, это нормально. Это означает, что члены семьи небезразличны друг другу, а их отношения развиваются. И чтобы при наличии конфликтов семья оставалась сплоченной, нужно правильно их решать, вовремя вскрывая их истинные причины и работая с ними.

Причины семейных конфликтов

  • Обычно ссоры, споры и противостояния возникают из-за неудовлетворенных потребностей одного или нескольких членов семьи. Эта потребность может быть личностной, физиологической или эмоциональной. Неудовлетворенная потребность вызывает сильное напряжение, которое никак не помогает испытать удовлетворение. Долго жить в напряжении человек не может, поэтому возникает конфликт.

Приведем пример. Одна моя знакомая семья чуть не развалилась из-за игровых автоматов. Красавица жена Ирина, спокойный работающий муж Игорь, любознательный ребенок. Все было совершенно безоблачно, пока из квартиры не стали пропадать деньги, вещи и накопления со счетов. Муж все время называл разные причины. Однажды Ира не нашла денег, отложенных на еду. Когда Игорь во всем признался, был жуткий скандал с киданием посуды и разбиванием окон. Ребенок, по счастью, был у дедушки.

Ира с Игорем не смогли быстро решить проблему, часто ругались, ребенок чувствовал конфликт, стал плаксивым, капризным. Позже к скандалу подключилось и пожилое поколение семьи. Свекровь обвиняла во всем Иру: «Ты не пара моему сыну, не умеешь его заинтересовать, плохо готовишь, вот он и сбежал к автоматам. И радуйся, что не к любовнице». Мама Иры обвиняла

Игоря в неуспешности, нерадивости и ленивости. А дедушка вообще хотел забрать внука к себе.

Как мы видим, семья разобщилась, а конфликт вскрыл и другие подавляемые потребности каждого. И ведь никто не спросил Игоря: «А зачем ты это делал?»

  • Тут и всплывает вторая причина семейных конфликтов – нехватка информации для принятия решения. Зачастую не все члены семьи говорят о своих взглядах, интересах, потребностях, пока это не всплывет в конфликте. Кому-то некогда об этом говорить, кому-то стыдно и так далее.

Что делать, если в семье произошел конфликт

  1. Удалить с «поля боя» детей. Дети очень эмоциональны и травматичны, они не должны лицезреть ни оскорбления, ни метание посуды, ни разбивание окон. Не говоря уже о физическом воздействии. Если вам хочется поругаться, прогуляйтесь на улицу или тихо выясняйте отношения во время сна ребенка, в крайнем случае в другой комнате.
  2. Включить свою мудрость, разумность и спокойствие. Без всего этого невозможно эффективно решить проблему.
  3. Понять, что конфликты – это нормально. И отстаивание своей точки зрения – тоже.
  4. Остановить посторонних лиц с их потребностями. В приведенном примере Ире полезным было бы остановить свекровь так: «Мы сейчас обсуждаем игровые автоматы, а не меня. Спасибо вам за то, что переживаете за нас. Мы разберемся сами». Ирину маму можно было бы остановить так: «Спасибо тебе за поддержку. Пожалуйста, не оскорбляй моего мужа. Мы разберемся сами».
  5. Установить истинную причину конфликта. Как показывает практика, человек, встревая в проблемы, не думает о других и тех последствиях, проблемах, которые он принесет семье. Другими словами, человек целенаправленно не ставит своей задачей навредить семье.

В данном случае важно без эмоций рассказать виновнику, к каким последствиям привело его поведение. Также важно описать свои эмоции. Дальше потребуется спросить: «А зачем/почему ты это сделал? Что хотел? Чего не хватало?» Иногда для этого может потребоваться помощь психолога. Позже в откровенной беседе с Игорем выяснилось, что на него очень давила авторитарность жены, ему не нравилось жить «по плану» и очень хотелось «азарта, эмоций, драйва».

  1. Вместе придумать альтернативные безопасные способы удовлетворения этих потребностей. В нашем примере Игорь увлекся парашютным спортом и стал активно участвовать в городских квестах. А Ира пошла работать учителем и реализовывала свою авторитарность в классном руководстве.
  2. Вместе придумать, как устранить последствия. Игорь по своей воле прекратил общение с игровыми автоматами, вернул деньги, купил необходимые вещи и стал проводить больше времени с семьей.
  3. Не возвращаться к пройденному. Если конфликт действительно решен, категорически нельзя обсуждать его дальше. Даже в качестве примера. Как говорится, «кто старое помянет – тому глаз вон».

Желаю вам не стесняться вовремя озвучивать семье свои потребности, реализовывать их безопасными способами, и тогда все будет хорошо.

Советы по сплочению членов семьи

Годы идут, дети растут, а забот и проблем с каждым днём становится все больше. Не хватает времени на себя, на отдых, а общение становится сухим, однотипным и неинтересным. Таким образом, спустя определённое время, для каждой семьи это свой промежуток, создаётся ощущение какой-то разобщённостям и сожительства, когда самых родных людей объединяет только общая жилищная плошать. Предлагаем вашему вниманию 10 способов как можно объединить семью и вернуть в нее гармонию единства:

Найдите общее хобби

Пойдите все вместе на танцы. Допустим, вы с мужем на бальные, которые почти наверняка вернут страсть и привязанность в ваших отношениях, а ребёнка в то же время отправьте, на современные. После каждого занятия делитесь впечатлениями, обсуждайте выступления и новые достижения. Катайтесь на велосипедах каждые выходные, займитесь плаванием, словом, всем тем, что понравится большинству. Так же вы можете вместе разбить маленький огородик на подоконнике, где каждый будет заниматься чем-то определенным, например, папа делать ящики, дети поливать, а мама удобрять, и садить новые сорта растений.


Заведите домашнего питомца

Уход за домашним животным сближает людей. Члены семьи равномерно распределяют обязанности, следят за питанием и здоровьем домашнего любимца, играют вместе с ним, а дети, к тому же ещё учатся быть ответственными и заботливыми.


Путешествуйте

Речь не идёт о дальних поездках на край света, хотя в сезон отпусков данный вариант тоже имеет место быть. Выбирать место для отдыха и прокладывать самый живописный маршрут чрезвычайно увлекательно. Для разнообразия, так сказать на местности, обзаведитесь картой достопримечательностей округи или просто скачайте удобное приложение на телефон. Садитесь всей семьёй в машину, и путём жеребьевки определяете, кто первый загадывает место. После его посещения, право выбора представляемся следующему и так, пока не будут удовлетворены все члены семьи. Ваши родственники получат колоссальное удовольствие, каждый будет готовиться к этому дню, а место следующего посещения всегда будет загадкой. Устраивайте такие экстремальные путешествия хотя бы раз в месяц.


Создайте общий проект

Ничто так не объединяет членов семьи как общее дело. Примите участие в каком-либо конкурсе, который требует сплоченности и вклада каждого члена семейства. Как альтернатива прохождение всей семьёй очень модных сейчас квест комнат, семейные спортивные соревнования, даже школьную газету можно рисовать все семьёй.


Готовьте вместе

Еда не только успокаивает нервную систему, но и объединяет всех, кто принимает участие в ее приготовлении. Договоритесь со всеми, что два раза в неделю вы вместе готовите шикарный ужин, где каждый должен придумать по одному блюду и принимать участие в их приготовлении. Сходите все вместе в магазин, купите необходимые продукты, включите зажигательную музыку, распределите процессы, и начинайте творить. Когда все будет готово, вы уставшие, но счастливые сможете обсудить и оценить приготовленные блюда.


Играйте в настольные игры

По мнению американских учёных, настольные игры являются одним из самых эффективных методов сближения. За границей даже существуют специальные тесты, которые определяют подходящую настольную игру в соответствии с особенностями вашей семьи. У нас пока такие методики не практикуют, поэтому покупаем настольную игру, опираясь на вкусы и возраст всех членов семьи. Самой распространённой является монополия. В неё можно играть часами, и все это время вы можете беседовать, смеяться и даже немного спорить, зато все вместе. Конечно, настольных игр просто колоссальное разнообразие, но они всегда объединяют людей.


Убирайте вместе

Как не парадоксально, но семью так же объединяет уборка. Особенно, если она сопровождается перестановкой мебели или установление нового шкафа. Для атмосферы включается весёлая музыка, распределяются процессы, и вся семья работает в поте лица. После тяжёлого дня можно побаловать всех едой из ресторанчика, которую привезёт курьер, и обсудить свои достижения за день. Во время уборки можно разговаривать, дурачиться и петь всем вместе.


Придумайте семейные традиции

Самое мощное средство для объединения - это традиции. Например, вы всей семьёй каждый субботний вечер отправляетесь в кинотеатр, а фильм выбираете по очереди или каждую пятницу, по вечерам отправляетесь в кому-то в гости. Можно придумать ежедневные традиции, например, семейный ужин за большим столом, где каждый рассказывает, как провёл свой день. Такие мелочи составляют общую картину сплочённости и их категорически нельзя упускать.


Создайте график культурного времяпрепровождения

Очень сильно объединяют семью совместные походы в театр, в цирк и музей. Причём это нужно начинать делать с самого раннего возраста малыша, чтобы приобщать его к «высокому». Посещайте вместе концерты любимых групп, ходите на интересные спектакли, посещайте новые выставки и ярмарки, а затем в тесном кругу семьи обсудите свои впечатления, и выстроите планы на дальнейшее посещение такого типа мест. Это не только объединяет семью, но и культурно обогащает каждого.


Веселитесь и «дурачьтесь» вместе

Самое ужасное для взрослого человека - это не уметь побыть хоть десять минут ребёнком. Устраивайте себе такие моменты свободы. Постройте палаточный городок в квартире из стульев и покрывал, выберите себе персонаж, и поиграйте в детскую игру, где ваш муж злой волшебник, который хочет украсть принцессу, а малыш верный защитник. Вживитесь в эту роль, и вы удивитесь, как это может быть весело. Вы можете снять видео клип, переодевшись со своей принцессой в самые красивые наряды, а тем временем папа будет вас фотографировать и снимать на камеру. Нарисуйте друг другу рожицы красками, и устройте семейную фотосессию. Идей может быть миллионы, главное, чтобы в такие моменты вы отпускали в себе ребёнка и тогда счастливы будут все. Уставший папа, сможет расслабиться, мама отвлечься, а малыш будет просто несказанно счастлив, что родители играют с ним, принимая все правила поведения в детском мире.


Идей для объединения семьи может быть множество, главное при этом учитывать интересы всех, чтобы достичь нужного результата. Важно начать и не отступать, если первые попытки не увенчались успехом, продолжать искать общин занятия, и ни в коем случае, не пускайте все на самотёк, прячась в своём хрупком мирке. Ведь сила семьи в единстве! Счастья вам!


Сплоченность семьи как интегративная характеристика ее функционирования включает два момента: во-первых, степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу; во-вторых, сформирован- ность семейного самосознания, когнитивным аспектом которого является образ «Мы», а аффективным - чувство «Мы». В психологии семьи существуют различные подходы в определении сущности и механизмов формирования сплоченности семьи [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999].
В рамках механистического атомистического подхода развивается «балансная концепция» сплоченности, оперирующая понятием баланса «про- семейных» и «антисемейных» сил. Предполагается, что у каждого члена семьи есть центростремительные («за семью») и центробежные («против семьи») мотивы. Простой арифметический баланс этих сил определяет степень стабильности семьи. Например, если ребенок является объединяющим центром семьи, т.е. мотивы воспитания определяют баланс сил в пользу сохранения семьи и сплочения ее на основе воспитания детей, то в тот момент, когда функция воспитания себя исчерпает, возможен распад семьи. Возражения против теории баланса сил сводятся к двум основным аргументам: во-первых, в действительности мотивы достаточно трудно оценить по критерию их центростремительности/центробежности, что чревато произвольностью их толкования; во-вторых, в рамках данного подхода каждый член семьи рассматривается как изолированный элемент, системный характер семьи во внимание не принимается, не рассматривается взаимодействие отдельных подсистем. Концепция совместимости ставит сплоченность семьи в зависимость от сходства и различий в мировоззрении, ценностно-смысловой сфере, компе-тентности ее членов. Высокая степень сплоченности семьи обеспечивается единством ценностей, мировоззрения и семейных представлений (взглядов на семейный уклад, распределение ролей и главенство) в сочетании с комплементарностью в отношении компетентности ее членов (знаний, умений, навыков). Признавая безусловные достоинства данного подхода, в частности рассмотрение семьи как целостной системы и учет влияния семьи родительской на формирование сплоченности нуклеарной семьи, следует указать на известную противоречивость теоретических положений этой концепции эмпирическим данным. Например, достаточно часто ком-плементарные семьи оказываются деструктивными, не обнаруживая спло-ченности, или, напротив, обнаруживают высокую ее степень вкупе с эф-фективностью функционирования, не будучи комплементарными.
Весьма интересной и психологически обоснованной представляется концепция «коллективистической идентификации» как механизма семейной интеграции, развиваемая А. В. Петровским . В основе сплоченности, по мнению автора, лежат два социально-психологических механизма. Первый из них - механизм эмоциональной идентификации с семьей (по принципу «боль семьи-моя боль») предполагает наличие у членов семьи высокой степени развития эмпатии, способности к взаимопониманию, со-переживанию и сочувствию. Степень сплоченности семьи в значительной мере определяется преобладанием в ней отношений симпатии и положи-тельных эмоций, что позволяет нейтрализовать эмоциональную напряжен-ность, дистресс и фрустрацию. Вторым механизмом является механизм «общности семейной судьбы»: личность связывает свои жизненные планы, свое благополучие и возможности личностного саморазвития именно с се-мьей. Указанные механизмы групповой идентификации дополняют друг друга. Важным условием развития сплоченности семьи является гармо-ничность сочетания образа «Мы» (семья) и образа «Я».
Необходимым условием интеграции и сплоченности семьи считается также супружеская с о в м е с т и м о с т ь. Можно выделить три основных подхода к проблеме супружеской совместимости: структурный, функциональный и адаптивный [Обозов, Обозова, 1984]. В рамках структурного подхода под совместимостью супругов подразумевается соответствие личностных и индивидуально-типологических характеристик партнеров. Причем совместимость может предполагать и сходство характеристик, и их различие вплоть до контраста, но такие параметры, как ценностные ориентации, социально-психологические, коммуникативные установки, мотивы, интересы, в случае совместимости супругов должны быть сходны. В то же время определенные типологические особенности (например, свойства нервной системы) могут сочетаться по контрасту. Сходные и контрастные характеристики должны в совокупности обеспечивать устойчивую и эффективную структуру взаимодействия супругов.
Функциональный подход рассматривает психологическую совместимость супругов как меру согласованности их ролевых моделей поведения, обеспечивающую высокую эффективность функционирования семьи, удовлетворения потребностей ее и всех ее членов.
Адаптивный подход интерпретирует совместимость супругов как позитивные межличностные их отношения, хорошее взаимопонимание и эффек- тивное общение. Совместимость означает толерантность, высокую степень терпимости к особенностям поведения и личности друг друга, готовность принимать супруга таким, какой он есть. Супружеская совместимость характеризуется степенью супружеской адаптации и взаимного приспособления [Антонов, 1998].
Показателями степени супружеской совместимости могут выступать: 1) согласованность семейных ценностей; 2) согласованность ролевых ожиданий в отношении целей и ролевых моделей поведения супругов; 3) совпадение взаимных оценок супругов выполнения каждым из них своих семейных ролей; 4) принятие личностных и поведенческих особенностей партнера, готовность учитывать их в сотрудничестве.
Антиподом совместимости считают несовместимость супругов, отличительными особенностями которой являются отчуждение и «психическое насыщение» друг другом.
Задача обобщения теоретических представлений о сплоченности семьи как системы была поставлена в рамках циркулярной модели Д. Олсона , выделяющей два параметра оценки сплоченности семьи: 1) пластичность, гибкость в управлении семейной системой, распределении ролей, правил и норм, регулирующих отношения членов семьи; 2) эмоцио-нальность взаимоотношений, степень эмоциональной близости партнера.
В зависимости от степени пластичности руководства и управления семейной системой Олсон различает ригидную, структурированную, гибкую и хаотичную структуру. Ригидная ролевая структура характеризуется жесткой централизацией функций, единоличным главенством и иерархической системой управления, что не позволяет эффективно разрешать проблемы семьи, особенно при переходе ее на новую стадию жизненного цикла. Структурированная (скоординированная) семейная система характеризуется нарастанием демократических тенденций управления, установлением ролевой структуры и системы правил с учетом мнений членов семьи. Однако структурированная система еще не обладает необходимой степенью гибкости и пластичности, что влечет возрастание конфликтности при изменении ролевой структуры семьи. Набор регулирующих роли норм и правил жесткий и достаточно медленно подвергается корректировке в случае необходимости. Гибкость семейной системы основывается на демократическом стиле руководства: равноправии, эгалитарности либо участии всех членов семьи в распределении ролей и обязанностей. В соответствии с возникновением новых задач и функций в семье легко меняются как роли, так и регулирующие их правила. Хаотичная семейная система определяется неустойчивым руководством, неопределенностью распределения ответственности и обязанностей между членами семьи. Роли четко не определены, ролевая структура не установлена. Функционирование семьи в целом характеризуется сиюминутностью, «полевым» поведением, не-сбалансированностью. Хаотичность обычно возникает в кризисные, переломные моменты развития семейной системы.
В зависимости от степени эмоциональной близости можно говорить об эмоциональной разобщенности, раздельности (дистантности), связанности, чрезмерной эмоциональной вовлеченности («спутанности»). Эмоциональная разобщенность характеризуется значительной дистанцией между членами семьи, низкой заинтересованностью друг в друге. Причинами разобщенности могут быть нарушения чувства любви, боязнь близких отношений, невротический страх быть нелюбимым, несформированность самой потребности в общении, неадекватные типы тревожной привязанности («избегающий» тип). Раздельность (дистантность) предполагает наличие эмоционального принятия, любви при сохранении значительной дистанции во взаимодействии и высокой степени эмоциональной автономии. Связанность рассматривается как оптимальный уровень надежной эмоциональной связи, характеризующейся эмоциональной близостью, высокой степенью эмпатии по отношению к партнеру, дистанцией эмоционального взаимодействия. Принципиальное отличие эмоциональной связанности от симбиоза является высокая степень личностной дифференцированности партнеров, когда каждый выступает и воспринимается партнером как автономный самостоятельный субъект. Чрезмерная эмоциональная вовлеченность, эмоциональная «спутанность», «склеенность» характеризуются наличием очень интенсивных, часто невзаимных, несимметричных отношений. Нет четких границ личности в эмоциональном взаимодействии.
Пересечение двух избранных критериев (характера эмоциональной связи и гибкости управления семейной системой) образует континуум типов семей, различающихся по степени сплоченности. Полярность характеристик семьи по каждому критерию (измерению) определяет низкую степень сбалансированности семейной системы и является показанием для осуществления психологической и психотерапевической помощи семье, собственные ресурсы которой, как правило, оказываются уже недостаточными. На протяжении жизненного цикла семьи уровень ее сплоченности изменяется в связи с возникновением новых задач, необходимостью принятия новых членов и изменения границ семейной системы. Например, рождение ребенка в семье, стимулирующее традиционализацию функций, приводит к изменению сбалансированности и сплоченности от гибкой раз- деленности (в период беременности) к хаотичной связанности (сразу после рождения ребенка) и к ригидной связанности (на протяжении первого- второго года жизни ребенка).