Понимаем малыша без слов, или почему плачет новорождённый ребёнок? Как успокоить новорожденного, когда он плачет — инструкция по применению Можно ли оставлять грудничка плакать.

Что подарить

До сих пор психологи не пришли к единому мнению по вопросу беспричинного, на первый взгляд, плача у детей. Одни считают, что надо сразу брать малыша на руки, другие утверждают, что с помощью плача ребенок манипулирует взрослыми, поэтому подходить необязательно.

Ранее существовали теории, согласно которым, плачущего малыша нельзя трогать 20 минут, чтобы дать ему возможность выплакаться. Однако сейчас педиатры убеждены: если ребенок долго плачет, у него вырабатывается гормон стресса, который может нанести вред мозгу . Дети, которые плачут и при этом остаются без внимания родителей, более предрасположены к трудностям в будущем.

Фото Анатолия КЛЕЩУКА.

Специалисты тестировали слюну малышей, которые «заходятся» от плача и не получают реакции родителей. Выяснилось: у младенцев повышенный уровень гормона стресса - кортизола , а это опасно для неокрепшего мозга ребенка.

Плач - это естественный способ малыша получить реакцию извне . Но длительный безрезультатный плач не проходит для него бесследно. Малыши, растущие в жестоком режиме, со временем плачут все реже и реже, мозг привыкает к тому, что внешний мир не отвечает. Это вызывает страх , который напоминает о себе в старшем возрасте. Это не значит, что родители должны сразу же бросаться к малышу, но на плач всегда должна быть реакция.

Читайте по теме:

Ровесники: друзья или соперники?

Родители детей-ровесников иногда сталкиваются с трудностями их воспитания. На раннем этапе появляется проблема взаимоотношений : старший ребенок еще очень маленький, но уже вынужден нести бремя старшего брата или сестры.

Считается, что, когда дети подрастают, разница в возрасте стирается, проблема исчезает сама собой. Иногда детей начинают воспринимать как близнецов - им покупают одинаковые игрушки, одежду. Но родителям не стоит забывать, что каждый из детей - полноценная личность , и если применять общие методы воспитания, то это выглядит неуважительно по отношению к каждому из них.

Нередко встречается и проблема конкуренции между ровесниками . Старшему и младшему приходится хитрить и изворачиваться, чтобы привлечь внимание родителей к себе. Часто у детей с небольшой разницей в возрасте появляются общие интересы. С одной стороны, это хорошо, с другой - это подпитывает конкуренцию. Каждый стремится доказать, что он лучший в этой деятельности, и споры разгораются с новой силой. От родителей требуется немало усилий, чтобы найти нужные слова для обоих детей. Проявляйте предусмотрительность, чудеса дипломатии, любите своих детей и находите в каждом свои неповторимые достоинства.

Потому что без воды...

Нужна ли вода младенцу в период грудного вскармливания ? Этот вопрос задают многие молодые мамы. Безусловно, нужна. В зависимости от веса, активности ребенка и от температуры окружающей среды малышу первой недели жизни требуется 80 - 100 мл воды в день , малышу 3-6 месяцев - 140-160 мл воды .

Рассмотрев эту проблему детально, педиатры решили: ребенка, который получает грудное молоко, поить не обязательно , даже если он живет в жарком климате. Потому что грудное молоко уже содержит 87-90% воды, которой малышу хватает.

Поить ли ребенка водой, мамы обычно решают самостоятельно... Часто он сам диктует, нужна ему вода или нет: если не хочет, пить не будет.
Педиатры предупреждают: допаивание увеличивает риск того, что малыш будет недоедать . Ведь молоко заменяется жидкостью, в которой нет пищевой ценности. Даже небольшое количество воды заполняет желудок младенца и снижает желание пить молоко, богатое полезными веществами. Допаивание водой малышей до 6 месяцев может уменьшить потребление молока на 11% . Кроме того, даже если вы поите младенца чистой водой, есть вероятность, что она содержит патогенные (вредные) микробы. Статистика показывает, что только 2 человека из 5-ти на планете пьют чистую питьевую воду .

По мере того как младенец растет, его потребность в воде увеличивается, и ребенок уже не удовлетворяется молоком. Тогда малышу дают кипяченую воду без сахара.

Если ребенок находится на искусственном вскармливании, его потребность в воде больше . За сутки он выпивает количество воды, равное по объему одному кормлению.

Количество воды определяется и тем, каков прикорм малыша. Включайте в суточный объем жидкости бульоны, фрукты и соки из них. Важно следить, чтобы вода и другие жидкости не замещали грудное молоко - самое полезное питание малыша.

Зависимость от... мамы

Мало кого удивляет, когда 3-летний малыш цепляется за мамину юбку и не может ни минуты прожить без мамы . Но, если так ведет себя 13-летний подросток, да еще мальчик, стоит насторожиться: не вырастет ли он маминым сынком?

Оказывается, для мальчиков-подростков это не редкость. Причина такого поведения - страх . Мальчик боится ходить один по улице, боится вступать в диалог с продавцом в магазине, боится брать телефонную трубку: «Мама, подойди к телефону, мне некогда!». А иногда мама вынуждена отвечать за сына на простые вопросы знакомых.

Частично это связано с тем, что в пубертатном возрасте общение с людьми приобретает для подростков очень большое значение. Подросток постоянно анализирует свои и чужие слова и кажется себе смешным и нелепым. Ему кажется, что в магазине на него смотрит вся очередь. Отсюда - ступор, паника, стремление убежать от людей.

Помочь можно. Объясните сыну, что окружающие на самом деле думают о нем гораздо меньше, чем ему кажется . Необязательно всегда себя контролировать. Пусть он даст себе право на ошибку - не будет трагедии в том, что он скажет что-то неуместное. Полезно дать такому подростку роль в веселом спектакле - так он поймет, что смешить людей иногда - завидное качество.

Расширяйте круг общения сына , не старайтесь беречь его и принимать за него решения.

Сюсюканье полезно!

Во многих пособиях для родителей говорится, что с самого раннего детства с малышом надо говорить четко и разборчиво, чтобы он привыкал к правильной речи и быстрее учился говорить. И некоторые родители придерживаются этих советов - не допускают никаких «пуси-пуси», «у-тю-тю» .

Но не все так однозначно! Психологи из США подошли к вопросу родительского сюсюканья со всей серьезностью и выяснили, что такая манера речи помогает детям быстрее адаптироваться к нормам языка .

Младенцы очень чутко реагируют на темп родительского языка и его эмоциональную окраску . Именно сюсюканье, ласковый и теплый тон нравятся малышам и помогают овладевать родным языком. Исследователи также доказали, что все дети, независимо от того, в какой стране родились, в первую очередь начинают произносить слоги, похожие на «ма » и «па ». А это свидетельство того, что когда-то давно все люди на планете говорили на одном языке .

Подготовила Ольга Кулинкович , 25 марта 2011 года.
Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=76450

Читайте еще:

  • Воспитать по-белорусски. Почему раньше было меньше детских капризов
  • О яблонях и яблоках, или Как стать мудрым советчиком для своих детей?

Делюсь прочитанным.

Многие современные родители думают, что старая по- словица, гласящая «чем бы дитя ни тешилось — лишь бы не плакало», предлагает им любыми средствами занимать хнычущего ребенка, чтобы он не мешал им спокойно делать свои дела. Однако в эту по- словицу вкладывался другой смысл. Опытные родители хотели доне- сти до молодых ту простую истину, что ребенок вообще не должен плакать. Считалось, что младенцу плакать вредно, поскольку это пор- тит его характер и мешает его нормальному развитию. Это мнение абсолютно справедливо. Плакать постоянно может либо больное ди- тя, либо дитя при невнимательных родителях. Мнение, что, плача, ребенок развивает легкие, — это оправдание для тех, кто не может и, главное, не очень хочет грамотно ухаживать за малышом. Более того, длительный крик ребенка опасен для его здо ровья. При длительном крике у малыша на фоне поверхностного ды хания в связи со снижением функции диафрагмы наступает наруше ние вентиляции нижних отделов легких. Это приводит к снижению внутриальвеолярного и внутритканевого давления, возникновению I отека тканей легкого, выключению участка легкого из акта дыхания и спадению альвеол. Нарушение вентиляции нижних отделов легких при длительном плаче с «закатываниями» связано, помимо наруше- ния диафрагмального дыхания, с возникновением бронхоспазма. В результате у ребенка развивается ателектаз — патологическое состояние легких, при котором в альвеолах всего легкого или его час- ти либо совсем нет воздуха, либо его содержание значительно сокра щается. «Осложнениями ателектазов являются пневмонии, развивши- еся на спавшемся участке, пневмосклероз и бронхоэктазы. Ни один патологический процесс в легких так часто и закономерно не вызы-вает формирования бронхоэктазий, как это наблюдается при ателек- тазе» [Н.П. Шабалов. Детские болезни. 1993]. Здоровый ухоженный младенец не станет плакать без причины. Если же малыш заплакал, значит, его что-то беспокоит и надо разобраться в причинах плача, чтобы как можно быстрее их устранить.

Рассмотрим характерные признаки различных видов плача. Призывный плач — ребенок кричит 5—6 секунд, затем делает паузу на 20—30 секунд, ожидая результата, затем вновь кричит примерно 10 секунд и снова затихает на 20—30 секунд. Этот цикл повторяется несколько раз, при этом период плача постепенно увеличивается, по¬ка не переходит в сплошной. Голодный плач — начинается с призывного плача. Если мать подошла и взяла на руки, но не предложила грудь, то плач переходит в серди¬тый крик, сочетающийся с поисковыми движениями головой, при¬чем во время поисковых движений ребенок замолкает. Если мать и после этого не дает грудь, то требовательный плач переходит в плач с захлебываниями. Плач при боли — это плач с оттенком страдания и безысходности. Это достаточно ровный непрекращающийся плач, в котором перио-дически возникают всплески отчаянного крика, которые, видимо, со¬ответствуют усилению болевых ощущений. Плач при мочеиспускании — похож на писк или хныканье, которое может перейти в крик непосредственно перед моментом мочеиспус-кания, если мать не понимает ребенка и не оказывает ему помощь, высаживая его. Плач при желании заснуть — довольно ровное хныканье-жалоба, сопровождающееся зевотой и частым закрыванием глаз. Кроме этого, в плаче младенец может отражать различные эмоцио¬нальные переживания — обиду, жалобу, тревогу, душевное страдание, безнадежность и тд.

Знаю, что меня читают в основном мамы, которые никогда не оставят ребенка плакать одного в кроватке. Но все же нередки случаи, когда общественное мнение, советы «знающих» подруг, и даже вроде адекватный педиатр! настолько «забивают» чувства материнского сердца, что оно перестает слышать зов о помощи маленького человечка…

Я лично знаю такую историю и ее участников. И мне рассказывали ее с точки зрения того, что вот - сейчас ребенок очень самостоятельный, все может и умеет делать сам, может, так и надо было?

А история такая:

жила-была молодая и красивая пара: муж - успешный бизнесмен, она - успешная и красивая леди, занимающаяся чем-то для души. И родился у них сыночек. Она решила, что он будет самым-самым умным, самостоятельным - в общем, лучшим. И начала прям с рождения с ним активно заниматься по всем возможным методикам и развивашкам, отодвинув все свои дела. Но сейчас не об этом…

В семь месяцев на родительском совете было решено, что малышу пора спать отдельно и становиться самостоятельным. Узнали передовые технологии приучения ребенка к самостоятельному засыпанию.

И приступили…

Два дня они вдвоем сидели под дверью детской и слушали нечеловеческие крики ребенка, теряющего последнюю надежду на помощь. И на третью ночь произошло чудо - ребенок пошел спать спокойно. И с той ночи становился день ото дня все самостоятельней…

Правда, оказалось, что у него бывают приступы беспричинной агрессии и злости, что он иногда становится неадекватен, но все списали на характер - бывают же такие особенности?

Вот такая история. На мой взгляд, история о том, как доказать ребенку, что помощи ждать неоткуда, что здесь - джунгли, и никто (даже мама), если что, не спасет. Все сам!

Может кому-то такая история и не показалась особенно ужасной, может кто-то тоже считает, что результат того стоит?

Давайте разберемся, что же стоит за такой самостоятельностью.

Вот интересная информация для «строгих, но справедливых» противников убаюкивания малыша у мамы: в 2011 году было проведено исследование под серьезным научным названием «Асинхронность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси активности матери и младенца после прекращения ответа на плач младенца в период перехода ко сну» (Wendy Middlemiss, Douglas A.Granger, Wendy A. Goldberg, Laura Nathans, 2011). Зачем спорить, засыпает ли малыш счастливым сном или молча отключается, испытывая при этом горечь и тревогу? Это можно точно установить экспериментальным путем. Ведь мы живем в такое время, когда приборы способны измерить все, что угодно, даже степень сочувствия и взаимопонимания.

Итак, в эксперименте участвовали 25 малышей, мальчики и девочки в возрасте до 10 месяцев. В течение пяти дней мамы учили их засыпать, следуя известному рецепту. На строгом научном языке все это безобразие называлось «Связь материнского и младенческого поведения с сигналами младенца в период обучения самостоятельному засыпанию». У мам и детей при этом брали на анализ слюну и определяли, как изменяется уровень гормона стресса кортизола.

В первый день эксперимента уровни кортизола в момент беспокойства при засыпании были «положительно связаны». Проще говоря, когда ребенок начинал плакать, уровень кортизола повышался и у него, и у матери. Как только малыш успокаивался, засыпал, уровень кортизола снижался у обоих.

На второй день, когда ребенок начинал плакать, а мама к нему не подходила, то уровни гормонов стресса были по-прежнему «положительно связаны».

А вот на третий день эксперимента ученые зарегистрировали «физиологический и поведенческий диссонанс» у деток. Уровень гормонов стресса по-прежнему повышался и долго держался на стабильно высоком уровне, но дети уже не плакали. У мам повышения уровня кортизола с этого дня больше не отмечалось.

Ученые пришли к выводу, что диссонанс между физиологической и поведенческой реакцией ребенка приводит к диссонансу гормонального ответа матери. Сейчас в научной среде обсуждается, насколько вообще безобидно такое нарушение детерминанты материнской и детской физиологической синхронности в раннем детстве.

Оказывается, мамы, которые советовали подругам проверенный способ дать поплакать, чтобы потом ребенок спокойно засыпал, обманывали и самих себя и окружающих! Да, правда, что когда родители приучают ребенка, что никто не будет всерьез воспринимать его «капризы», то в конце концов ребенок перестает плакать один в кроватке. Правда и то, что с точки зрения матери он «отлично сам засыпает», она ведь перестает чувствовать, как ему плохо на самом деле. Но неправда, что это безобидно и даже хорошо для ребенка, чьи гормоны стресса остаются повышенными (гормоны стресса способны повреждать мозг). И еще получается, что на самом деле мать не ребенка тренирует, а искусственно блокирует у себя нормальную врожденную физиологическую реакцию.

…но что же происходит при этом с ребенком? Немного подробнее рассказал об этом испанский педиатр Карлос Гонсалес в своей книге «Целуйте меня! как воспитывать детей с любовью».

В 1950 году по просьбе Организации Объединенных Наций Джон Боулби начал собирать материалы для доклада о нуждах детей-сирот. В результате этой работы на свет появилась книга, в которой описывается воздействие на детей разлучения с родителями. Материалом для книги стали в основном наблюдения за детьми, попавшими в больницу, и за теми детьми, кого разлучили с родителями и эвакуировали в сельскую местность, спасая от бомбежек Лондона во время Второй мировой войны.

Среди часто проявлявшихся краткосрочных эффектов разлучения были следующие…

Дети становились очень требовательными к матери или тем, кто за ними присматривал, постоянно требовали к себе внимания, настаивали, чтобы все исполняли так, как они хотели, и испытывали страшные приступы ревности и вспышки раздражения.

С любым из находившимся рядом взрослых дети завязывали максимально формальные, хотя и внешне благополучные отношения.

Дети впадали в апатию, теряли интерес к происходящему, предавались ритмичным действиям типа раскачивания взад-вперед, иногда намеренно бились головой.

Как утверждает доктор Фербер (большой сторонник приучения детей засыпать самостоятельно, оставляя их плакать сначала на одну минуту, потом на три, потом на пять; то, что во всем мире называется «методом Фербера», а в Испании известно как «метод Эстивиля»), в некоторых случаях подобные ритмические действия и удары головой - это нормально:

Многие дети совершают повторяющиеся, ритмические действия перед сном, либо когда просыпаются среди ночи, либо по утрам. Они раскачиваются, стоя на четвереньках, качают головой из стороны в стороны, бьются головой о подушки или матрас. По ночам такое поведение может продолжаться, пока ребенок не уснет, а по утрам - до полного пробуждения. Если ребенок начинает совершать подобные ритмические действия в возрасте до полутора лет и по большей части прекращает их к трем или четырем годам, обычно это не указывает на наличие психологических проблем. Чаще всего дети с таким поведением - счастливые и здоровые малыши без заметных проблем или существенных сложностей в семье.

Поразительно, к каким двойным стандартам прибегают педиатры в оценке того, что является нормальным поведением, а что - нет, - заключает Карлос Гонсалес.

Итак, мы видим, что ребенок, которого «всего лишь» оставляют проплакаться, демонстрирует те же самые признаки, что и ребенок, попавший в бомбежку и оставшийся сиротой без родителей! Но защитники метода «поплачет и перестанет» предлагают нам верить, что это нормально и что малыш при этом здоров и счастлив… Это не так - ни с моральной точки зрения, ни с точки зрения доказательной медицины, бесстрастно фиксирующей у детей признаки тяжелого стресса при внешнем отсутствии реакции.

Мамы, вспомните об этом, когда вам предложат оставить ребенка «немного поплакать, чтобы потом все было хорошо».

Использован материал статьи «

Все дети с самого первого дня рождения плачут, а мамы пытаются их успокоить . Прикладывают ребенка к груди, качают его, меняют памперс, разговаривают… Но иногда все оказывается бесполезным. Младенец не перестает плакать и молодая мама, не зная, что делать, оставляет его одного в своей комнате, чтобы хоть как-то прийти в себя и ждет момента, когда малыш устанет плакать и уснет.

С этого дня все члены семьи начинают разговаривать и ходить во время сна ребенка как можно тише, боясь того, что он снова может проснуться и начать плакать, а они не смогут его успокоить. Как только малыш начинает кричать, весь мир для них рушится. Все советы педиатров о том, что если грудной ребенок плачет, то это значит, он хочет пить, есть, спать, из-за мокрого подгузника, духоты, жары, холода, боли в животе и так далее, они хорошо помнят.

Однако иногда даже сытый, здоровый и чистый ребенок кричит так, как будто специально хочет измотать своих родителей. Можно ли в таких случаях оставлять ребенка плакать в воспитательных целях?

Педиатры и психологи твердо убеждены - оставлять плачущих одних в комнате нельзя, последствия могут быть катастрофическими! Во время длительного плача ребенок испытывает сильнейший стресс, под действием которого в его организме выделяется кортизол, оказывающий токсическое влияние на мозг ребенка.

Способности к запоминанию и обучению у детей , родители которых часто оставляли плакать, заметно ниже, чем у тех, которых мамы и папы во время плача брали на руки, качали и баюкали, не теряя терпения. Более того, психотерапевты утверждают, если родители не утешают грудного ребенка, и он часами плачет перед сном, его нервная система становится гиперактивной, а организм слабым. Такие дети часто болеют, страдают нарушением дыхания, сна, аппетита и повышенной потливостью.

Ребенок никогда не станет плакать без причины . Поэтому вместо того, чтобы впадать в панику или злиться, попробуйте понять, что беспокоит вашего малыша. Он воспринимает свои потребности как угроза к существованию. Если он голоден, ему кажется, что он может умереть, если сейчас же ему не дадут грудь. Первые 4- 5 месяцев плач для ребенка - единственный способ сообщить о своих потребностях, беспокойстве и боли. Плачем он не только просит помощи, но и хочет снять напряжение.

Если же родители не успокаивают его или вмешиваются слишком поздно, ребенок испытывает чувство покинутости и ненужности.

Безусловно, трудно утешить малыша , когда он плачет, а родители уже перепробовали все, чтобы его успокоить. Особенно если он не спит ночами и родители устали, и уже нет никаких сил. "Ну и пусть поплачет! Не буду больше ему потакать!" - думают они. Им, кажется, что стать хорошей матерью или отцом с таким ребенком не сможет никто. Подруги и родственники их поддерживают. "Мы ночью просто не обращали внимания на то, что ребенок плачет и через некоторое время он перестал плакать и по ночам нас уже больше не беспокоил" - рассказывают они, призывая родителей следовать их примеру.

Слушать советов подруг , бабушек и родственников , которые не владеют педагогическими знаниями - крайне неправильно. Всем людям, независимо от возраста, нужно любовь и утешение. Ребенок плачет, чтобы пришли на помощь. Если же окружающие на его крик не реагируют, то он воспринимает это, как отсутствие любви. Чем лучше родители успокаивают ребенка, тем он станет уверенным в себе и более самостоятельным вырастет.

Чтобы найти общий язык с малышом от родителей требуется немало терпения. Будут моменты, когда уставшая мама уже сама готова плакать вместе с ребенком из-за того, что не в состоянии его унять. Даже в этом случае нельзя оставлять ребенка одного плакать, попросите помощь его успокоить папу, бабушку или других членов семьи. Обычно грудные дети капризничают, выражая свои потребности, около 1,5 - 2 месяцев, а затем родители начинают понимать его и угадывать момент, когда нужно вмешаться, чтобы малыш не плакал так, что его невозможно успокоить.

У родителей, которые не оставляли грудных детей плакать, а всячески пытались успокоить его, спустя несколько месяцев плач начинает дифференцироваться. Теперь ребенок уже плачет только тогда, когда ей действительно голодно, страшно или больно. Чем спокойнее ведут себя родители, услышав плач ребенка, тем быстрее успокаивается их малыш. Отношение родителей и грудного ребенка уточняется в ходе их "танца втроем".

Если родителей не выводит из равновесия крик ребенка, малыш тоже начинает понимать, что ему не нужно, чтобы что-то получить громко плакать, а нужно просто немного потерпеть.

Чем лучше понимают родители своего ребенка , тем меньше он плачет. У спокойных родителей и ребенок спокойный. Он не требует постоянного присутствия родителей рядом с ним, а лежит в своей кроватке и часами играет игрушками, будучи уверенным в том, что он любим и дорог. Увидев маму, он не плачет, а улыбается. Поэтому чтобы грудной ребенок не плакал, молодым родителям нужно самим вести себя как взрослые - не злиться, не впадать в панику, а представить, что чувствует ваш грудной ребенок, взять его на руки и прижать к груди, несмотря на то, что вы уже сильно устали.

Глава из учебного пособия для среднего медперсонала «Успешное грудное вскармливание и психологическое единство мать-дитя», написанного по заказу Минздрава РФ при поддержке ВОЗ/ЮНИСЕФ

В течение первых трех месяцев жизни все дети много плачут. Плач — это единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Чтобы у малыша сформировалось благо-приятное впечатление о мире, ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания. Более того, реакция матери должна быть молниеносной. Чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше страдает его нервная система и тем благоприятнее складывается его впечатление о новой среде обитания.

Интересно, что отношение матери к детскому плачу диктует ее интеллектуальный уровень и культурные корни. Дети американцев и уроженцев Западной Европы плачут значительно чаще и дольше и это связано с реакцией мамы на призывный плач младенца. Антрополог из Корнельского университета и автор книги «Наши дети, мы сами» Мередит Смолл говорит: «На Западе мать откликается на плач своего ребенка, в среднем, через одну минуту — она обычно берет его на руки и успокаивает. Дети, появившиеся на свет там, где еще сохранилась первобытная цивилизация охотников и собирателей (в Ботсване, например), плачут так же часто, но по времени — вдвое меньше. Отклик африканской матери происходит через 10 секунд и заключается в том, что младенца подносят к груди: там детей кормят около 4 раз в час, причем вне всякого расписания, как ни дико покажется это нашим помешанным на режиме мамашам…

Сейчас во всем мире отношение к младенческому плачу меняется, — за ребенком стали признавать право требовать к себе внимания.

Полезно ли детям плакать?

Многие современные родители думают, что старая пословица, гласящая «чем бы дитя ни тешилось — лишь бы не плакало», предлагает им любыми средствами занимать хнычущего ребенка, чтобы он не мешал им спокойно делать свои дела. Однако в эту пословицу вкладывался другой смысл. Опытные родители хотели донести до молодых ту простую истину, что ребенок вообще не должен плакать. Считалось, что младенцу плакать вредно, поскольку это портит его характер и мешает его нормальному развитию. Это мнение абсолютно справедливо. Плакать постоянно может либо больное дитя, либо дитя при невнимательных родителях.

Мнение, что, плача, ребенок развивает легкие — это оправдание для тех, кто не может и, главное, не очень хочет грамотно ухаживать за малышом. Здоровый ухоженный младенец не станет плакать без причины. Если же малыш заплакал, значит, его что-то беспокоит и надо разобраться в причинах плача, чтобы как можно быстрее их устранить.

Причины плача новорожденного

Главными причинами плача младенца являются:

  • необходимость в физическом контакте с матерью;
  • желание взять грудь, удовлетворить голод и сосательный рефлекс;
  • желание, чтобы его покачали;
  • желание заснуть, чувство усталости и общего дискомфорта;
  • необходимость в мочеиспускании или опорожнении кишечника;
  • ощущение холода;
  • недомогание ребенка (внутричерепное давление, расстройства нервной системы, повышенная возбудимость, гипертонус, гипотонус, патология развития, физиологические явления адаптационного периода, начало инфекционного или простудного заболевания, кожные заболевания или опрелости);
  • повышенная чувствительность кожи;
  • тревога или испуг, страх за свою целостность, неудовлетворенность контактом с мамой или окружением;
  • последствия родового стресса, воспоминания внутриутробного периода;
  • реакция на геомагнитные или атмосферные явления, фазу Луны.

Родителям следует знать, что плач и беспокойство новорожденного всегда связаны с какими-то серьезными причинами, которые необходимо выявить и как можно быстрее устранить. Как правило, дети, уход за которыми организован согласно принципам мягкой адаптации, очень мало плачут. Многие родители боятся, что, реагируя на каждый писк младенца и удовлетворяя все его потребности, они его избалуют. Эти опасения лишены каких бы то ни было оснований, поскольку малыша в возрасте до 1 года избаловать невозможно. В этом возрасте можно лишь или создать для него уверенность в надежности окружения или ее разрушить.

Каким бывает плач

По плачу новорожденного опытная мать может определить его причину. Плач голодного ребенка, отличается от плача, возникшего из-за боли или дискомфорта. Если мать внимательна к малышу, то она постепенно научится различать, о чем плачет ее ребенок и сможет отличать: голодный плач, призыв, дискомфорт или боль, желание заснуть. Рассмотрим, характерные признаки различных видов плача.

Призывный плач — ребенок кричит 5-6 секунд, затем делает паузу на 20-30 секунд, ожидая результата, затем вновь кричит примерно 10 секунд и снова затихает на 20-30 секунд. Этот цикл повторяется несколько раз, при этом период плача постепенно увеличивается, пока не переходит в сплошной.

Голодный плач — начинается с призывного плача. Если мать подошла и взяла на руки, но не предложила грудь, то плач переходит в сердитый крик, сочетающийся с поисковыми движениями головой, причем во время поисковых движений ребенок замолкает. Если мать и после этого не дает грудь, то плач переходит в истеричный, захлёбывающийся.

Плач при боли — это плач с оттенком страдания и безысходности. Это достаточно ровный непрекращающийся плач, в котором периодически возникают всплески отчаянного крика, которые, видимо, соответствуют усилению болевых ощущений.

Плач при экскреции — похож на писк или хныканье, которое может перейти в крик непосредственно перед моментом мочеиспускания, если мать не понимает ребенка и не оказывает ему помощь.

Плач при желании заснуть — довольно ровное хныканье-жалоба, сопровождающееся зевотой и частым закрыванием глаз.

Кроме этого в плаче младенец может отражать различные эмоциональные переживания — обиду, жалобу, тревогу, душевное страдание, безнадежность и т.д.

Правила поведения родителей при плаче ребенка. Приведем правила, которые необходимо знать родителям, у которых появился новорожденный.

  1. Первое и самое главное правило: если малыш заплакал, его необходимо взять на руки и дать грудь. А если он заплакал, находясь на руках, надо предложить ему грудь и покачать.
  2. Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь, а мать не может понять характер плача, следует выяснить его причину. Для этого нужно попробовать высадить ребенка, или поменять пеленки, если он уже все сделал самостоятельно; попробовать покачать малыша и уложить его спать. Если это не дает быстрого результата, необходимо проверить и устранить возможные причины раздражения кожи: проверить одежду, состояние коляски или спального места, проверить, не завернулось ли ушко малыша, нет ли опрелостей или высыпаний.
  3. Пытаясь успокоить ребенка, мать сама должна быть спокойной. Довольно часто дети плачут реагируя на раздражение и нервозность матери или общую недоброжелательную обстановку в семье. Поэтому женщине необходимо успокоиться и устранить источник раздражения.
  4. Если эти меры не дают результата, значит, причины плача либо являются результатом грубых ошибок в уходе и следует приглашать психолога-перинатолога, чтобы срочно его налаживать, либо кроются в недомогании ребенка и надо вызывать врача. Пока родители ожидают прихода специалистов нельзя бросать ребенка на произвол судьбы. Его следует постоянно носить на руках, часто прикладывать к груди, менять пеленки и следить за состоянием кожи, поскольку эти меры в любом случае улучшают состояние младенца.