Методы поощрения детей. Как поощрить ребёнка? Какие меры поощрения использовать в семье? Метод поощрения детей в форме баллов

Где провести

>> Поощрение детей

Методы поощрения детей. Как поощрить ребёнка?

Существуют разные методы поощрения детей и это неспроста. Без поощрения ребёнок не может нормально развиваться. Даже взрослый человек с уже сформированной психикой не может обходиться без поощрений. Неспроста многие работодатели выплачивают своим отличившимся работникам премии, награждают медалями и сувенирами и выражают устные и письменные благодарности.

А у ребёнка эта потребность ещё выше, но многие родители не знают, как можно поощрить ребёнка . И их методы выглядят странно и вызывают, мягко говоря, удивление. Ранее у нас уже была вводная статья и подробная статья о том, . А сейчас мы подробнее поговорим об их поощрении.

Для чего нужно поощрять детей?

Их одобрение означает для него признание его навыков, способностей и его самого. Если с их стороны нет одобрения и поддержки, то он не чувствует себя комфортно. и непослушным. Его поведение словно говорит родителям: "Вы не признаете меня, а я не признаю вас. И буду делать всё по-своему".

Как нельзя поощрять ребёнка?

Нельзя поощрять ребёнка деньгами. Вознаграждение родителями детей за их хорошее поведение или хорошую учёбу или выполнение каких-либо домашних обязанностей наносит огромный вред развитию их личности.

Если постоянно награждать ребёнка деньгами, за выполнение его обязанностей, которые он и так ОБЯЗАН выполнять, то он перестанет уважать и эти обязанности и требования родителей, если они не подкреплены деньгами. Получается, ребёнка нельзя ни о чём попросить. Его можно только купить. Вряд ли кто-либо из родителей желает такой "участи" для своего ребёнка.

На самом деле, почему ребёнок должен получать вознаграждение за выполнение домашних обязанностей? Он живёт в этом доме, пользуется удобствами и питается. Дети должны быть равноправны со своими родителями, в том числе и в вопросе . Если же дети не будут выполнять то, что им нужно делать, то у них, вряд ли, разовьётся чувство ответственности.

Далее приведём диалог отца с девятилетним Кириллом, происходивший в одной из семей после того, как ребёнок отказался сходить в магазин и купить хлеба. Отец позвал сына и начал с ним разговор:
- Кирилл, ты отказываешься сходить в магазин, почему?
- Я не хочу.
- Ну, хорошо. А кто должен идти?
- Ты. Или мама.
- Но мама гладит бельё, она не может. А я ремонтирую кран в ванной. Слушай, Кирилл, мы же одна семья, или нет?
- Да, одна.
- А должны ли родители и дети в семье помогать друг другу?
- Да, должны.
- Я тоже так считаю. Смотри, я для семьи зарабатываю деньги, покупаю продукты в магазине, ремонтирую, если что-нибудь сломается. Мама кушать нам приготовила, дом красиво оформила сегодня и вещи сейчас гладит тебе к школе. Понимаешь, мы все работаем на благо семьи, все приносим пользу, а не только пользуемся всем, что есть. Если человек не приносит пользу окружающим, а только живёт за счёт них, значит, он нахлебник, и таких людей никто не любит. Ты хочешь быть нахлебником?
- Нет, не хочу. Только я маленький пока.
- Да ты маленький, верно. Т.е. ты не сможешь зарабатывать деньги и семью обеспечивать?
- Нет.
- Так, ладно. А кушать приготовить и бельё погладить? Тоже вряд ли. Ну, хорошо. Давай посмотрим, что ты можешь сделать.
И дальше отец с сыном выяснили, что Кирилл может вынести мусор, сможет купить молока и хлеба и забрать младшего брата из садика. И отныне эти действия стали обязанностями мальчика, и он больше не отказывался их выполнять. Приведённый пример показал, насколько грамотно исполнил свою .

Но, стоит отметить, что дети должны быть полноправными участниками во всех направлениях жизни семьи. В том числе и в расходовании денег. Поэтому, необходимо рез в неделю или раз в две недели выделять им какую-либо сумму денег на личные расходы. Но, при этом, эти деньги никак не должны быть привязаны к выполнению ребёнком его домашних обязанностей или поведения. Это не должно быть поощрением. Дети выполняют свои обязанности, потому что должны вносить свой вклад в семью. А получают немного денег на свои расходы, потому что являются членами этой семьи.

Вредно поощрять ребёнка не только деньгами, но и игрушками, сладостями или другими вещами. Они также формируют в ребёнке зависимость от награды за выполненные просьбы.

Как можно поощрять ребёнка?

Поощрять ребёнка можно и нужно. Одно из лучших поощрений - это похвала. Ребёнок ищет признания от родителей и старших детей. И заслуженная, искренняя похвала способна повысить его самооценку. При этом, похвала должна быть искренняя и "степень" похвалы должна быть соразмерна с достижением, которого достиг ребёнок. Если за то, что пятилетний ребёнок сложил пирамидку, вы начинаете восхвалять его "достижение" до небес, то он почувствует фальшь и воспримет это не как похвалу, а как насмешку над собой.

Кроме того, не нужно хвалить ребёнка за обычные, естественные вещи. Хвалить нужно действительно за что-то более менее важное и интересное. А если он пришёл, помыл руки и убрал на место одежду - вряд ли стоит его хвалить. Потому что, в таком случае, ценность от похвалы уменьшается и перестаёт быть значимой для ребёнка. Это обычные вещи и выполняются они, что называется, "на автомате". Но, про то, нужно ли хвалить ребёнка и как это делать, мы поговорим в отдельной статье.

Далее, одним из видов поощрения является доверие к ребёнку, как ни странно. Однако, не все родители это знают и недооценивают этот момент. В чём же заключается доверие к ребёнку, о котором мы говорим? Оно заключается в наделении ребёнка некоторой самостоятельности. Т.е. нужно доверить ребёнку выполнение тех дел, которые он хочет выполнить или позволить ребёнку, чтобы он помогал вам.

Чтобы было понятнее, о чём идёт речь, приведём несколько примеров. Трёхлетняя Надя, увидев, что мама собирается поливать цветы, захотела сделать это вместо неё. Но мама мягко, с улыбкой ей сказала: "Не нужно, ты можешь разлить воду. Лучше я сама. А ты лучше иди, поиграй. Надя сердито взглянула на мать, топнула ножкой и вышла из комнаты".

Своим отрицательным ответом мама показала дочке, что она ей не доверяет. Хоть она и произнесла это ласково, но это именно так мама не доверяет девочке, потому что боится, что она разольёт молоко. Но допустим, мама позволила бы девочке полить цветы. Что бы случилось? Ну, разлила бы она немного воды, зато мама позволила бы дочке проявить самостоятельность и показала бы, что она ей доверяет. И для Нади это было бы самым лучшим поощрением.

Другой пример. Пятилетний Максим вместе с мамой вышел гулять на детскую площадку. Сначала он играл в песочнице, а мама сидела рядом. Затем Максим спросил: "Мама, я покатаюсь на качелях?" Мама ответила: "Хорошо, только дай, я тебя сама посажу, а то ты можешь удариться". Когда мама его усадила на качели, Максим сказал: "Мама, давай, я сам раскачаюсь", но мама ответила: "Нет, давай, я буду тебя качать, иначе ты можешь упасть". И Максим просто сидел на качелях, а мама его раскачивала.

Вскоре это ему надоело, и он захотел прокатиться на горке. Но мама и тут лишает его всякой самостоятельности: "Давай руку, я помогу тебе забраться на неё. А то можешь упасть и удариться". Прокатившись пару раз, мальчик сказал, что устал и пошёл домой. В итоге, на прогулке пятилетний малыш ни разу не пробежался, не подпрыгнул, не повеселился.

При этом, сама эта женщина считает, что свою она выполняет правильно. Ведь ребёнок вернулся с прогулки "живой и здоровый". И никак не понять маме этого малыша, что усилия мамы предотвратить его "травмы", на самом деле лишь подчёркивают, что он слаб и беспомощен. Но ведь это не так. Пятилетний малыш уже вполне самостоятелен, чтобы под присмотром взрослых, но самому поиграть на детской площадке и пообщаться со сверстниками. И если дать ему такую свободу, то это будет лучшим поощрением для ребёнка со стороны матери.

Итак, больше доверия и самостоятельности ребёнку. Доверяйте ребёнку и поддерживайте его в любых начинаниях (если это не опасно для него). Это один из мощных видов поощрения для него, но почти все родители им не пользуются. И совершенно зря. Не бойтесь, что у ребёнка не получится. Ваша задача - понаблюдать, помочь, при необходимости и подержать, если у него не получилось, сказав: "Ну, ничего страшного. Мы с тобой ещё раз попробуем, и у тебя всё получится".

И для этого мамам и папам нужно развить в себе чувство смелости. Ведь они боятся больше, чем их маленькие дети. И совершенно зря. Этот родительский страх мешает развитию ребёнка. Родители, отбросьте излишние, ненужные опасения и помните, что счастье детей и - в ваших руках.

Взгляды многих педагогов на поощрение ребенка в семье кардинально разнятся. Одни приветствуют все формы поощрения ребенка дома, другие уверены в том, что хорошее поведение, прилежная учеба и посильное выполнение обязанностей по дому – понятия само собой разумеющиеся, никакой дополнительной «награды» не заслуживающие. Так нужно ли поощрять ребенка, и если да, то как это делать?

Существует много ситуаций, когда ребенок заслуживает меры поощрения: оно может быть наградой за выполнение домашней работы, за то, что он посидел с младшим братом или сестрой, достиг определенных вершин в школьных занятиях или секциях и кружках, иногда ребенка поощряют просто за хорошее поведение.

Многие взрослые считают, что поощрениями при воспитании детей они подкупают малыша и «покупают» таким образом его хорошее поведение. На самом деле это не так, почти все формы поощрения ребенка очень важны в воспитательном процессе.


Некоторые методы поощрения ребенка могут также использоваться в побудительных целях, чтобы он лучше сдал экзамен или написал контрольную работу. В общем, для поощрения существуют самые различные поводы и причины, но иногда бывает так, что для этого не требуются причины и поощряют просто так. В таких семьях довольны все: и тот, кто награждает, и тот, кого награждают.

Но, к сожалению, довольно часто встречаются семьи, где родители по разным причинам не желают признавать успехов и достижений ребенка. Они считают, что хорошее поведение малыша — это что-то естественное, само собой разумеющееся и не заслуживающее похвалы.

Как же поощрять ребенка, чтобы не избаловать его? Надо знать, что награда и поощрение не обязательно должны быть материальными. Это могут быть и улыбка, и ободряющие слова. Современные дети начинают больше ценить нематериальные награды, как бы странно это сейчас ни звучало.

Дети доподросткового возраста учатся быть хорошими, делать не только то, что им нравится, но и начинают понимать, что хорошее отношение зависит от приложенных ими усилий — это происходит в случае, когда родители используют награду как поощрение за хорошее поведение.

В современном мире, когда большинство родителей постоянно находятся на работе, дети отчаянно нуждаются во внимании мамы и папы, поэтому для многих большей наградой станет не покупка новой игрушки или телефона, а просто присутствие любимых родителей рядом. Можно объединить поощрение и совместное времяпрепровождение, которое так необходимо» ребенку, например, всем вместе отправиться в аквапарк, кафе или на прогулку.

Дети младшего возраста с удовольствием послушают на одну сказку больше, чем обычно, в качестве награды за хорошее поведение в течение дня. Также малышу можно разрешить дольше погулять во дворе со сверстниками.

Если ребенок достигает определенных успехов в школе или спортивной секции, он, конечно же, заслуживает похвалы или даже поощрения, но родители должны помнить, что учитывать нужно не только конечный результат, но и усилия, которые он приложил к этому делу, проявленное им трудолюбие. У каждого ребенка разный уровень способностей, поэтому поощрять за одни лишь таланты нельзя, большее внимание стоит уделять детям, которым что-либо дается с трудом. Таких детей чаще ругают, чем подбадривают, а ведь именно они больше других нуждаются в одобрении.

При поощрении надо обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка. Скромный или потерявший веру в себя малыш заслуживает большего внимания и, соответственно, некоего поощрения. А вот самоуверенный и заносчивый ребенок требует более осторожного подхода в плане поощрения.

В моменты, когда дети противятся воле родителей или стараются сделать все наоборот, можно воспользоваться поощрением, чтобы ребенок наконец исполнил то, о чем его просят, вместо того чтобы угрожать наказанием. Награда довольно часто побуждает малыша к сотрудничеству. Например, если ребенок слишком медленно ест, да еще и капризничает при этом, скажите: «Если ты сейчас быстренько все доешь, мы сможем сходить и покататься на твоей любимой горке/погулять на полчасика дольше».

Перед родителями зачастую встает вопрос: как правильно поощрять детей, чтобы не причинить им вреда, чтобы они не выполняли приказы и поручения только из желания получить награду?

Психологи советуя, какие меры поощрения нужно применять к ребенку, рекомендуют следующее:

  1. Если вы используете словесный метод поощрения, то он может быть выражен словами «хорошо», «правильно», «умница». Произнося данные слова, достаточно просто улыбнуться, одобрительно посмотреть на ребенка, погладить его по голове, так он почувствует, что мама и папа довольны его поведением, тем, как он выполнил то или иное задание. Словесное поощрение не менее важно для ребенка, чем материальное.
  2. Время от времени ребенок может получать небольшие награды. Получая их, у него появляется естественное желание доставить родителям ответную радость.
  3. Предусмотрительные родители всегда имеют в запасе несколько способов поощрения в семье: когда ребенок ведет себя плохо, они используют один из них: например, почитать книгу, поиграть в любимую игру вместе, испечь любимый пирог, пойти вместе за покупками, купить любимую сладость, вместе посмотреть телевизор и др.
  4. Ещё один пример поощрения ребенка – это подарок. Но такой метод поощрения ребенка в семье надо использовать крайне осторожно. Дарить следует только то, что будет способствовать умственному и физическому развитию ребенка: книги, развивающие игры и спортивные принадлежности, инструменты, конструкторы и др. При выборе способа поощрения нужно руководствоваться индивидуальными особенностями своего ребенка.

Нужно ли поощрять ребенка и как можно это правильно делать?

Все меры поощрения ребенка в семье должны приносить не только радость, но и выполнять воспитательную функцию.

Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям.

  1. Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков. Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо. И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться.
  2. Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости. Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.
  3. Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения.
  4. Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.
  5. Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.

Как ребенок реагирует на поощрение дома

У каждого ребенка свой тип темперамента, поэтому для каждого из них одно и то же обещание награды можно сформулировать совершенно по-разному.

Обещая что-либо чувствительному и впечатлительному ребенку, лучше сделать упор на чувства. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые аттракционы, сможем покататься на них дольше. На улице светит чудесное солнышко. Нам будет очень весело и тепло под таким солнышком».

Активному ребенку при обещании поощрения надо делать акцент на самом действии. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. А еще покатаешься с горки и на велосипеде».

В зависимости от того, как ребенок реагирует на поощрение, можно обратить его внимание на чувственные ощущения. Обещание может звучать как сказка. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твою любимую площадку, побудем там подольше. Ты помнишь, какие там необычные качели? Они как машинки, а еще там много домиков, в которых, наверное, живут роботы. А горка как ракета, в ней можно улететь в космос».

Восприимчивому ребенку, обещая поощрение, нужно говорить о времени. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. После того как мы сходим в магазин, мы зайдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. Сейчас ты поможешь мне, а позже у нас будет время сходить погулять».

Вовсе не обязательно формулировать свои обещания согласно конкретному темпераменту, хотя, несомненно, такая постановка вопроса действует на ребенка лучше, но можно высказать свое обещание и простыми словами.

Родителям также стоит помнить и том, что поощрять ребенка нужно после того, как он совершил какой-то хороший поступок. Если награда дается авансом, то в таком случае ребенок получает твердую уверенность в том, что можно получить что-то хорошее взамен чего-то.

Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста

Конечно, надо понимать, что необдуманное использование всех способов поощрения ребенка наносит большой вред воспитанию. Дети, которых поощряют за каждый правильный шаг, не видят границ дозволенного, им трудно определять, где заканчивается то, что можно, и начинается то, что нельзя. У такого ребенка развивается перфекционизм, когда, стремясь к лучшему результату, он не в состоянии принять препятствия на своем пути, сильно переживает по поводу неудач. Особенно тяжело это сказывается во взрослой жизни, которая полна препятствий и сложных задач.

Прибегая к чрезмерному использованию похвалы, родители формируют у своих детей завышенную самооценку, эгоизм, себялюбие. В данном случае у ребенка отсутствует уважение к родителям, другим взрослым, а также сверстникам.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему в качестве поощрения уже недостаточно шоколадки, он также не пойдет кататься на качелях, т. е. у подростка возникают другие потребности и родителям приходится подстраиваться под них. Как можно поощрять ребенка-тинейджера? Детям в таком возрасте нужны деньги и помощь. Не стоит предлагать деньги ребенку слишком часто, если соблюдать меру, такой вид поощрения оказывается достаточно эффективным.

Если подросток, например, не хочет выполнять просьбы родителей или тратить время на то или иное занятие, родители могут просто предложить ему увеличить количество карманных денег или дать ему небольшую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лишних денег, то родители могут предложить ребенку свозить его туда, куда ему нужно, или помочь выполнить какую-то из его домашних обязанностей.

Взрослые часто не знают, какие же меры поощрения можно применять при воспитании детей. Многие дети так пресыщены игрушками, сладостями, зрелищами, что – лиши его чего-то – он и не заметит. Лишили мультика? Не взяли в парк? Не купили мороженое? Ну и что, ничего не изменилось. Тем не менее, положительные стимулы могут существенно повлиять на поведение детей. Научитесь правильно подбирать такие меры поощрения, которые будут учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Выбираем меры поощрения для ребенка

Нервных детей необходимо хвалить как можно чаще

Проблемы детской психики неизбежно приводят к проблемам поведения. Ребенок плохо вписывается в детский коллектив, ему трудно подчиняться правилам, он отказывается от общих игр, замыкается, или, напротив, не дает никому покоя, всех перебивает и задирает. Такие дети остро нуждаются в поощрениях за правильные поступки, их нужно подбадривать и помогать. И еще, с ними нужно быть сверх терпеливыми и последовательными.

Какие способы поощрения применять к нервному ребенку: пообещайте ему что-то действительно притягательное, при этом четко обозначьте задачу: «Поиграй с ребятами на переменке», «Не перебивай учителя», «Напиши две строчки» и т.п. И не забудьте «наградить», когда он выполнит поставленную перед ним задачу.

Есть дети своевольные и демонстративные, к ним – другой подход

Они стремятся быть лидерами, быть замеченными и потребностей у них гораздо больше, чем у других. Если вы лишите демонстративного ребенка конфетки – он этого и не заметит, а вот если лишите своего внимания, ему будет неуютно. Так что подкреплять его положительное поведение лучше всего совместным общением: играми, прогулками, словесными ласками.

Даже к избалованному ребенку, который не ценит и не слишком дорожит подарками, не испытывает чувства благодарности, можно найти подход

Для этого попробуйте определить, а что же для него наиболее ценно и притягательно? Если нелегко его понять, поиграйте в простую игру «Билетики радости». Для этого нарежьте из бумаги небольшие прямоугольники, на одной стороне нарисуйте улыбающиеся рожицы. На другой стороне вместе нарисуйте или напишите то, что его больше всего порадовало в этот день (прогулка, новая игрушка, игры с другом и др.). Через какое-то время, перебирая эти билетики, вы поймете, что наиболее привлекательно для вашего ребенка и, исходя из этого, выберете свои способы поощрения.

Кто-то из читателей, прочитав статью, скажет: «Нас вот подарками не заваливали, а мы все равно родителей слушались!» И сейчас в некоторых семьях дети не ждут наград ни за убранные игрушки, ни за вымытые руки, ни, тем более, за выпитое молоко. В таких семьях меры поощрения тоже есть, но неизбалованному ребенку нужно гораздо меньше, чтобы почувствовать себя счастливым.

Грамотно выбранные стимулы хорошего поведения у ребенка во много снимает острые углы воспитания. Лучше всего не увлекаться разными новомодными системами и воспитывать детей в разумной строгости, не лишая их ни родительского внимания, ни любви.

Каждый ребёнок имеет право на внимание, ласку, похвалу. Только родительское чутьё подскажет, в какой форме оказывать это внимание и нуждается ли ваш ребёнок в похвале.

Поощрение и наказание для детей

Как и за что хвалить ребёнка? Трудности родителей в использовании приёмов и методов похвалы, поощрения, прежде всего, связаны с тем, что многие из них представляют воспитание, как исправление каких-либо ошибок, неверного поведения ребенка. Такая точка зрения ошибочна, так как воспитывает не столько отрицательное, сколько положительное. Пример, родился ребёнок, он получает положительное подкрепление от матери (прикосновение ласковых рук, улыбка, нежные колыбельные песенки и т.п.). Слова поощрения детей слышатся и в раннем возрасте очень часто. Когда малыши подрастают, многие родители думают, что более действенны запреты, замечания, наказания. В действительности же дело обстоит так, что необходимо использовать в воспитании и поощрения, и наказания. Меры поощрения и наказания ребёнка в семье определяют сами родители, что вполне естественно, это две стороны одного процесса. Будет лучше, если поощрение преобладает над наказанием.

Работая с детьми в детском саду, я очень редко слышала от родителей вопрос, зачем хвалить ребёнка и как хвалить. Обычно задают вопросы типа: «Что нам делать, сын не хочет собирать игрушки перед сном. Не любит читать. Не слушает, когда его просишь что-либо сделать». Мы решили провести родительское собрание по теме «Дозировка поощрений и наказаний». Перед собранием родителям раздали листок с вопросами «За что хвалим и за что наказываем своего малыша?». Нужно было просто перечислить дела, за которые ребёнок получил похвалу или поощрение. К удивлению самих же родителей у всех оказался почти одинаковый результат – число наказаний превосходило число поощрений. Причины и дозировка соотношений были, конечно, разные, но большинству родителей трудно хвалить своего ребёнка, им кажется, что если ребёнок поступает так, как они от него требуют, то это само собой разумеется, вполне естественно. Они сосредотачивают своё внимание на ошибках, промахах малышей.

Поощрения ребенка дома

За что же можно хвалить ребёнка? Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка: поощрение детей за хорошее поведение, усилие, которое делает ребёнок в процессе деятельности. Так: ваш ребёнок не умеет рисовать, но задание учителя по рисованию выполняет старательно.

Похвалите малыша за то, что он сделал, пусть не очень хорошо, но ведь он ответственно отнёсся к выполнению. Хвалите за полученную четвёрку по математике. Ну и что, что вы ждали пятёрку, ведь четвёрка то же хорошая отметка, её получение связано с усилием и старанием вашего ученика – не заметить этого и не похвалить – большая ошибка. Именно потому, что родители редко хвалят своих детей, у ребят создаётся «хронический дефицит поощрений».

Значение похвалы для ребёнка

Следует помнить, что значение поощрения для детей имеет одну важную особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения. Задача родителей – научить радоваться успеху.
Поощрение не даёт «тормозить» внутренней радости детей от проделанной ими работы, от затраченных усилий. Очень хорошо, если ваше поощрение подчеркнёт способность ребёнка к усилиям по достижению цели, и его радость от достигнутого успеха.

Меры поощрения ребёнка в семье – поощрением может служить и благодарность детям. Благодарность можно и нужно проявить за душевную чуткость ребёнка, его доброту по отношению к близким ему людям, умение находить правильное решение в трудной ситуации. Благодарность и похвала особенно нужна стеснительным нерешительным детям. Таким детям необходимо внушать чувство уверенности в своих силах, фиксировать внимание даже на выполненных относительно лёгких заданиях. Разумеется, хвалить и благодарить следует с учётом особенностей детей, возможностей семьи и действительных достижений. Перехваленный ребёнок трудно приспосабливается к жизни вне семьи. Такие дети очень часто стараются любой ценой получить требуемое вознаграждение.

Как можно сохранить способность ребёнка радоваться делу? Награждать этим делом. Пример, Даша любила мыть посуду, но ещё была мала и не умела её мыть, а игрушки за собой убирать никак не хотела. Мама пошла на хитрость, сказав ей однажды: «Будешь собирать игрушки перед сном, научу мыть посуду». Уловка мамы сработала. Сначала она научила девочку мыть ложки и вилки, затем кружки, так девочка привыкла мыть посуду после приёма пищи. Вскоре это поощрение переросло в постоянное поручение. Современный быт ограничил потребности в домашнем труде, но всё равно можно найти почётную обязанность для своего ребёнка, если постараться. Например, ребёнка дошкольного, младшего школьного возраста в качестве похвалы научить пользоваться пылесосом, разрешить играть на компьютере, которыми раньше запрещали пользоваться. Постепенно пусть работа с пылесосом станет его постоянным поручением, а игра на компьютере – наградой. Наградой и поощрением может служить участие ребёнка в подготовке к приёму гостей, приготовлении подарка бабушке на день рождения, уход за животными. Девочка хочет помогать маме в приготовлении пирога – используйте её желание в качестве поощрения, затем это может перерасти в поручение. Давая ребёнку то или иное поручение в качестве похвалы, вы подчёркиваете возросшую компетентность его, достижения успеха в поведении, в проделанной работе и т.д.
В общем, конкретный путь поощрений и похвалы зависит от условий семьи. Важно при этом одно: предоставляя ребёнку возможность для новых видов деятельности, вы утверждаете его успехи, которых он достиг, и поощряете на дальнейшее самосовершенствование.

Нельзя использовать поощрения и наказания в воспитании детей по логике естественных последствий: «хорошо учишься – получай деньги на кино, лакомство». Это больше похоже на подкуп, а не на поощрение. Можно, конечно, материально поощрять ребёнка за хорошую учёбу, только выглядеть это должно солидно, например, как премия за хорошо проделанную работу. Иначе в сознании детей внедрится представление о том, что важно получить хороший балл, а как будет достигнут успех, особого значения не имеет. Следует помнить, что однажды может случиться так, что вкус конфеты окажется для ребёнка горьким.

Правила поощрения детей Я.Корчак определил примерно так — ребёнку необходимо внушать чувство уверенности, фиксировать внимание на его достижениях и успехах. При этом очень важно, чтобы похвала и поощрения были для детей стимуляторами к самостоятельной деятельности, но в то же время не следует переутомлять ребёнка своими требованиями, не завышать их, а показать, как успешно малыш может справиться с работой.

Трудно представить себе более спорный вопрос в воспитании, чем вопрос о наказании детишек. Надо или не надо? Если да, то как не навредить здоровью и психике? Если нет, то как справиться с плохим поведением и приучить к порядку? Ученые и практики до сих пор не имеют на этот счет единой точки зрения. Попробуем сегодня разобраться в этом непростом вопросе.

В нашей жизни наказание и поощрение детей являются основными методами оценки. Мы используем их, чтобы подкреплять слова и поступки детей (и взрослых), которые нас радуют, и блокировать те, которые мы считаем неприемлемыми. С этой позиции спор выглядит бессмысленным, потому что без оценки (положительной или отрицательной) невозможно взаимодействие между людьми.

Мы оцениваем все, везде и всегда: когда наблюдаем других (знакомых и незнакомых) людей в транспорте, магазине или театре, когда смотрим телевизор и читаем книги, когда сравниваем их вид, действия и установки с собственными и делаем для себя соответствующие выводы…

Мы сами все время подвергаемся оценке, и для нас это необходимо, потому что делает жизнь значимой и осмысленной - о нас помнят, нас замечают и отмечают, мы нужны. Поэтому так важно для дитя, усваивающего все первоначальные навыки спонтанно на основе подражания, иметь достойные образцы оценивающей деятельности!

Именно родители, желая того или нет, показывают, как правильно сделать комплимент, высказать критическое замечание, порадоваться чужому успеху, проанализировать то, что не получилось, на основе самокритики и т.п.

Итак, поощрение - это ускорение формирования хорошего поведения, а наказание - торможение плохого. И получается, что без наказания - никуда.

Тогда мы всерьез должны задуматься о его средствах и границах, о его эффективности и цели разрешать отдельные конфликты, не создавая новых. На практике же мы часто перегибаем палку, совершаем ошибки и множим обиды, которые помнятся до старости.

Нам хочется, чтобы ребенок так больше не поступал, понимая, что это плохо. А на деле он чаще ищет пути сокрытия содеянного.

Если наказание неизбежно, тогда - как наказывать?

Очевидно, что сразу исключаются все варианты физического воздействия и морального унижения. Именно они травмируют и оставляют след, нарушают наши отношения и отдаляют друг от друга. И хотя сторонники ремня по-прежнему существуют и отстаивают действенность физического наказания на собственных примерах. Хотя в это поверить трудно, потому что невозможно представить себе ситуацию и поступок, когда бы вы допустили и безропотно приняли физическое наказание в свой адрес.

Подумайте, есть ли что-то такое, за что вы, взрослый человек, сегодня приняли бы как должное физическое наказание? Есть уверенность, что поводов найдется немного.

А раз мы не допускаем такого способа воздействия на нас, следовательно, и для детей этот метод неприменим. Поднять руку на маленького и беззащитного значит проявить слабость, и показать неумение решать проблемы самим родителем.

Поэтому главное правило наказания гласит: наказание не должно вредить физическому и психическому здоровью ребенка!

Детские психологи утверждают, что основным следствием систематического применения физического наказания или морального унижения является формирование у ребенка заниженной самооценки, недостаточной уверенности в своих силах.

Скорее, он будет думать о себе так: «я не достоин», «я не способен», «меня не за что любить». И это не только формирует его отношение к себе, на этой основе строится его взаимодействие с другими людьми, которое будет затруднено и осложнено такой внутренней позицией.

Поэтому главным оружием родителей должно стать слово и желание убеждать, терпеливо растолковывая, что нас огорчает и радует в поведении ребенка!

Правила поощрения и наказания детей в семье

1) Начинать надо с похвалы, с положительной оценки, с утверждения веры в силы и возможности ребенка. В этом случае отрицательные характеристики поступков будут восприниматься им гораздо мягче, а эффект от воздействия будет выше.

В данном случае речь идет о том, что у ребенка должна возникнуть глубокая убежденность, что вы безоговорочно его любите и принимаете, и можете отрицательно относиться к его поступкам, но не к нему самому.

2) Известно, что один и тот же смысл можно донести разными словами. Обычно мы используем форму «ты-сообщения»:» Вечно у тебя все из рук валится!», »Где ты - там бардак!» и т.п. Такие слова слышать обидно, даже если они справедливы.

И чем экспрессивнее высказывается неудовольствие в наш адрес, тем более агрессивно мы будем реагировать в ответ! Сравните с формой «я-сообщения»: «Я понимаю, что ты разбил чашку не специально, но мне трудно представить завтрашнее утро без моего любимого кофе в ней».

Такое обращение рождает чувство вины и желание его загладить.

Казалось бы, это очень простой прием. Но его освоение потребует определенных усилий и преодоления силы привычки, стереотипов. Он хорошо работает и тогда, когда мы предъявляем требования или прогнозируем последствия поступков: не «Ты должен хорошо учиться», а «Я верю, что ты можешь учиться хорошо»; не «Ты должен задумываться о будущем», а «Вот интересно, кем ты хотел бы стать, а главное, каким?»

3) Любая отрицательная оценка и наказание не могут быть отсрочены во времени. Они должны случаться непосредственно после того, как плохой поступок произошел или открылся.

И здесь очень важны ваши эмоции! Рассказывайте о том, что чувствуете и испытываете, как переживаете и что хотели бы сделать.

Так вы решаете сразу несколько задач: проговариваете свою эмоцию и снижаете накал внутреннего напряжения («выпускаете пар»), устраняете вероятность физического воздействия, учите, как можно и должно реагировать.

Главное, эмоция - это неравнодушие. А для детишек самым серьезным наказанием является родительская печаль и неучастие. И если при следующей попытке совершения дурного поступка его остановит нежелание вас огорчить, вы одержите одну из самых значительных воспитательных побед в своей жизни!

Эта рекомендация имеет и другую сторону: не уверен - не наказывай. Если не знаете, как, не чувствуете, что сможете, впопыхах, не разобравшись, расскажите ребенку о своих сомнениях и займитесь чем-нибудь приятным вместе.

Методы поощрения и наказания в воспитании детей

1) Наказан - прощен! Возьмите за правило не вспоминать промахов ребенка, былых неприятностей и их следствий. Чувство вины, которое культивируется в данном случае рождает не желание исправиться и стать лучше, не более ответственное поведение, а потребность избавиться от бесконечного источника отрицательных переживаний.

Если практика припоминания всех грехов становится привычным способом приструнить и обязать, ведущим чувством ребенка по отношению к родителям может стать ненависть.

2) Любое воздействие должно быть индивидуализированным, а наказание конкретным (понятным, непродолжительным) и редким.

Некоторые авторы популярных психологических изданий предлагают родителям арсенал действенных средств и приемов наказания, среди которых, какими бы правильными они ни казались, скорее будет мало тех, которые подойдут вашим детям. А некоторые, и просто недопустимы.

Например, наказание трудом или «штрафными работами» не всегда способствует возникновению любви к порядку. Изоляция, игнорирование, исправительный стульчик - жестокие способы наказания, которые противоречат первой рекомендации и с трудом переносятся детьми со слабой психикой.

«Наказание посторонним», запугивание, «лишение приятного» говорит само за себя, учит обманывать и не доверять людям. Крик, строгий взгляд, повышение голоса - тоже не свидетельства вашей безоговорочной любви...

Из всего предложенного симпатична «сказка вместо наказания» и «личное извинение», потому что позволяет осмыслить и принять желательные формы поведения на основе предлагаемых нравственных оснований. Истории можно сочинять самим или читать и обсуждать готовые с одной лишь целью: у ребенка должна формироваться стойкая связь - поступаю, как думаю, то есть понимаю, почему.

3) Не наказывайте детей во время еды, игры, болезни, до и после сна. С этим трудно спорить и приятно представить, что времени для наказания практически не остается!

Специалисты утверждают, что наказание должно быть «действием морального характера» и иметь обучающий эффект. Чаще наказание рождает страх, злобу и желание избежать его в следующий раз.

Поэтому психологи не против наказания и не за безнаказанность, а за - человеческое во всем: за честность проявлений и реакций, за единство требований, о которых мы договорились и которые демонстрируются всеми членами семьи, за личный пример во всем, за последовательность в воспитательных воздействиях, за готовность признавать собственные ошибки и слабости.

За то, чтобы не забывать поощрять хорошие поступки и поведение (которые мы обычно воспринимаем как должное). И, возможно, тогда надобность в наказании отпадет?

Детей наказывать нельзя. Если ребенок в чем-то неправ, постарайтесь объяснить ему, что так делать нельзя и как поступать в такой ситуации. Отпрыск должен понимать, что такое хорошо, а что плохо. Объяснение - лучший способ донести информацию. Слово - лучшее оружие, которое у вас есть. Будьте терпеливыми в воспитании и любите детишек со всеми ошибками и промахами.

С уважением, Ольга.