Конспект занятия в младшей группе дымковская игрушка. Конспект ООД во второй младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой

Разное

Конспект по ИЗО «Знакомство с дымковской игрушкой» в младшей группе
Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой.
Задачи:
- познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с элементами росписи дымковской игрушки; показать яркость и красочность народной игрушки; создавать узоры из круга; закрепить представление о красном и синем цветах.
- воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладного искусства, к художественному творчеству, бережное отношение к игрушкам.
Оборудование и материалы: нарядная кукла, дымковская игрушка-лошадка, силуэты лошадок, гуашь, кисточки, влажные салфетки.
1. Организационный момент.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день,
Мне здороваться не лень!

Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями. Здравствуйте!
2. Беседа о дымковских игрушках.
- В гости к нам пришла кукла Барышня, в нарядной, русской народной одежде. Это дымковская Барышня. Как ярко и красочно украшена её юбка. Что нарисовано на юбке?
- Кружочки, большие и маленькие.
- Кукла Барышня говорит, что она живет в селе Дымково, и там есть игрушки, такие же красочные, нарядные и красивые, расписные. Хотите посмотреть?
- Да.
- Тогда нам нужно отправиться в село Дымково.
Жители этого села любили песни, пляски, там рождались чудо-сказки. Но раньше у детей не было игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набирали на берегу реки глину и лепили игрушки.
Вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли белым мелом и расписали яркими красками. Так и появились дымковские игрушки.
Игрушки в виде фигурок людей, животных и птиц. Все игрушки расписные, яркие, веселые, нарядные, задорные – полюбились они детям.
- Ребята, как лошадка цокает копытами? (Дети цокают язычком)
3. Появление дымковской лошадки, раскрашивание силуэтов лошадки.
- Барышня с собой принесла сумочку, давайте посмотрим, что в сумочке
- Ой, а здесь кто-то есть. Кто это? (показывает детям открытую сумочку, достает игрушку - лошадку)
- Лошадка.
- Ребята, скажите, лошадка какая?
- Лошадка красивая, нарядная.
- Лошадка украшена синими и красными кружочками.
- Это дымковская лошадка. Она раскрашена красными и синими кружочками, кружочки большие и маленькие. На столах перед вами тоже есть силуэты лошадки, вот только они белые, без рисунка. Давайте мы с вами разукрасим лошадку! Ребята, а что мы на ней нарисуем?
- Кружочки.
Сейчас возьмем кисточку и попробуем нарисовать кружочки в воздухе. Кружочки большие и маленькие (рисуют в воздухе)
А теперь украшаем лошадку: намочим кисточку в воде, после набираем сначала синюю краску и нарисуем синие кружочки. А теперь возьмите другую краску и нарисуем красные кружочки.
4. Рефлексия.
- Какие нарядные получились у вас лошадки, расписные! Молодцы! Кукла Барышня шепчет мне на ушко, что ей очень нравятся ваши расписные лошадки. А вам нравятся ваши лошадки? - Лошадка тоже очень рада, что вы такие добрые ребята, что теперь у неё появилось много друзей. Он говорит вам большое спасибо, ему теперь будет весело и радостно с ними играть. Давайте споем ей песню о лошадке.
Песня «Я люблю свою лошадку»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МОУ детский сад №341 Дзержинского района г. Волгограда

Проект по художественно-эстетическому воспитанию детей

2 младшей группы

«Знакомство с дымковской игрушкой»

Составил

Харланчук О.В.

Волгоград – 2012

Актуальность: Дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны и выразительны. Они дают возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств предмета, учит сравнивать предметы, выделять их отличительные признаки, красоту, декоративность и любоваться дымковской игрушкой.

Участники проекта: дети 2 мл. группы, воспитатель, родители.
Сроки реализации: с 23 января по 27 января.
Цель проекта: Развивать эстетическое восприятие детей через приобщение к декоративной деятельности, учить видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковских).
Задачи:


  1. Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.

  2. Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов.

  3. Развивать интерес детей к изобразительной деятельности , русской художественной культуре.

  4. Формировать навыки использования инструментов и материалов для рисования (как держать карандаш, кисть, промывать ее, как набирать краску и т.д.) и аппликации (как намазывать кисточкой фигуру, прижимать салфеткой, формировать навыки аккуратной работы.

Дата

Образовательная деятельность, осуществляемая, в ходе режимных моментов.

Образовательная деятельность

1 половина дня

2 половина дня

23 января 2012

Утренняя гимнастика (весь проект) «Гули-гуленьки»

Игра малой подвижности «Гуленьки»


Рассматривание с детьми оформленной выставки в утренний отрезок времени, «Народные игрушки», Рассматривание альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» -«Дымковская игрушка». Цель: развивать наблюдательность, любознательность, внимание; учить любоваться народной игрушкой, яркостью и красотой ее узоров.

Игра – занятие: "Игрушки в гости к нам пришли"

Задачи:Закрепить знания детей о народных игрушках. Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь. Использовать полученные знания в речевом общении. Воспитывать любовь детей к игрушкам, воспитывать дружелюбие, вызвать интерес, любознательность.


Познавательное развитие. «История дымковской игрушки»

ИКТ презентация «Какие бывают дымковские игрушки»


24 января 2012

Беседа «Из чего же мы сделаны», закрепляем историю происхождения дымковской игрушки, материал из которого они сделаны.

«По какому мостику пройти» (проблемная ситуация)

Разучивание песенок и стихов о дымковских игрушках

Дид. игра «Сложи узор» (цель: закреплять знания о характерных особенностях и технике росписи дымковской игрушки (элементы узора, цветовая гамма), развивать умение складывать узор из отдельных элементов по образцу)


Игра малой подвижности «Скачет лошадка»

Сюжетная игра «Что делают козлик и индюк?»

Раскраски «У дымковской игрушки красивая одежка».


Худ-эстетическое развитие.

Тема: «Красивый полосатый коврик»

Программное содержание: Познакомить детей с дымковскими игрушками. Учить рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно; хорошо набирать краску на кисть; тщательно промывать кисть; рисовать другим цветом аккуратно, Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов. Вызвать положительный эмоциональный отклик на произведение искусства.


25 января 2012

Игра-инсценировка «У игрушек новоселье» (дети выбирают сами игрушек , наряжают их, игрушки приглашает в гости, угощает чаем с баранками и т.д.)

Подвижная игра «Лошадки» Разрезные картинки на тему «Дымковские игрушки» (учить собирать картинку из 4-6 частей, развивать эстетическое восприятие).


Худ-эстетическое развитие

Тема «Дымковская лошадка»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью, ее элементами – кругами разного размера. Закреплять умение рисовать круги. Учить правильным приемам закрашивания краской, не выходя за контур. Повторять изображение, заполняя все пространство силуэта. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.


Физическая развитие «В гости к лошадке»

Упражнять в ходьбе и беге врассыпную, в

прыжках на двух ногах с продвижением вперёд,

воспитывать желание выполнять движения: бег,

прыжки, ползание под дугу; получать

удовольствие от выполнения; воспитывать

отзывчивость, эмоциональность; вигре

развивать умение согласовывать движения со

Социально-коммуникативное развитие. Познакомить детей с малыми фольклорными

формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы. Обогатить словарь детей за счёт этих понятий.

Формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение чётко проговаривать звуки в словах. Воспитывать интерес к устному

народному творчеству


26 января 2012

Дид. игра «Найди дымковскую игрушку» (цель: расширять знания о характерных особенностях дымковской игрушки (элементы узора, цветовая гамма), развивать умение отличать дымковскую игрушку от других видов росписи; развивать эстетический вкус; учить видеть красоту росписи народной игрушки).

Индивидуальная работа

«Узор на круге» -учить детей располагать узор по образцу, правильно наклеивая фигуры друг на друга по величине; составлять узор в определенной последовательности: в центре – большой круг, по краю – маленькие. Закреплять умение намазывать клеем всю форму. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность.

Чтение и рассматривание:

« Дымковская игрушка»

Загадки про народные игрушки.


Худ-эстетическое развитие -развивать музыкально-ритмические способности детей.

Способствовать развитию навыков пения частушек и песни.

Познавательное развитие. « Игрушки»-

закрепить навыки счёта в пределах 4;

учить устанавливать количественные

Детям гуленьки песню спели: -

Детки малые, не шалите,

Детки малые, подходите.

Вокруг нас в кружок вставайте,

В кругу место занимайте.

Будем вокруг вас летать, Будем с вами мы играть.

1. «Гуленьки греют крылышки на солнышке»

И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед; по ворачивать ладони вверх-вниз, сказать «горячо». Вернуться в и. п. Сохранять устойчивое положение. Повторить 5 раз.

2. «Летают гули-гуленьки»

И. п.: ноги врозь, руки вниз. Взмахи: одна рука вперед, дру гая - назад, слегка пружиня колени; после 3-4-х движений рук - отдых. Вернуться в и. п. Приучать к большой амплитуде. Дыхание произвольное. Повторить 3-4 раза.

3. «Гуленьки клюют крошки»

И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, смотреть вниз; руки отвести назад-вверх, выпрямиться. Вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 5 раз.

4. «Скачут-пляшут гуленьки»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Легкое подпрыгивание и встряхивание кистями рук. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой после 6-8 движений. Дыхание произвольное.

5. «Улетели гуленьки»

И. п.: ноги врозь, руки вниз. Руки в стороны, глубокий вдох носом. Вернуться в и. п., на выдохе произнести «а-а-ах». Повторить 3-4 раза.

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

На игровой площадке (5x5 м) обозначаются цветной водой, линиями или шнурами 3-4 круга (диаметр кругов 1 -1,3 м) - это гнезда птичек. Дети-«птички» размещаются в гнездах. Педагог на ходится в центре игровой площадки. Он говорит:

Пришла красавица-весна,

Тепло и радость принесла.

Где же вы, маленькие птички -

Воробушки да синички?

Из гнезд скорее вылетайте,

Свои крылья расправляйте!

Дети перешагивают через линии очерченных кругов - «вылета ют из гнезд» - и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит» «птиц» то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, - «клюют зерна». Затем вновь бегают, прыгают по площадке. Педагог говорит:

Милые птички,

Воробушки да синички!

В гнездышки свои летите,

Свои крылья опустите!

Дети убегают в «гнезда», перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда.

Игра повторяется.

Примечания. 1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик, кеглю и др. красного, желтого, синего или зеленого цветов).

2. При повторении игры можно предложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию.

3. Педагогу необходимо дозировать двигательную активность (бег) и отдых детей.

Игра малой подвижности «Гуленьки»

Дети образуют круг вместе с педагогом, берутся за руки. Под чтение текста стихотворения педагогом идут хороводом в правую сторону:

Ой, люли, люли, люленьки!

Прилетели к нам гуленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели возле люленьки.

Все вместе идут по кругу в обратную сторону , педагог произ носит:

Они стали ворковать,

Ване спать не давать.

Ой, вы, гули, не воркуйте,

Дайте Ванечке поспать.

Дети останавливаются, педагог произносит:

Первагуля говорит:

«Надо кашкой накормить».

Дети имитируют еду ложкой.

А вторая говорит:

«Ване спать надо велеть».

Дети присаживаются на корточки, руки под щеку.

А третья гуля говорит:

«Погулять надо сходить».

Дети врассыпную расходятся по игровой площадке, гуляют рядом с педагогом.
Работа с родителями:

Консультации: «Как организовать домашнее занятие по рисованию и лепке»; «Ознакомление с дымковской игрушкой»

Совместная выставка: «Красота дымки» в мини-музее группы.

В возрасте 3-4 лет изобразительная деятельность естественно связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить игрушку вызывает радость. Изображая игрушку, ребенок переживает те же добрые, радостные чувства, что и при игре с ними. А это, в свою очередь, вызывает стремление лучше изобразить предмет. Таким образом, весь творческий процесс приобретает эмоционально положительную окраску.

Результаты проекта показывают, что детям доставляет радость дымковская игрушка, ее яркость, выразительность и простота форм, а больше всего возможность создать этот образ самим. Удовольствие, получаемое в продуктивной деятельности, сочетается с развитием у ребенка эстетического вкуса, творческих способностей, художественных навыков и умений. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны детскому восприятию. А нам, воспитателям, родителям, детские рисунки, поделки доставляют истинное эстетическое наслаждение.

В заключении, хочется сказать, что народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие. Это способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Дети познают мир, происходит их социализация в обществе.


Конс

Тема: «Дымковская игрушка»

Цель:

Приобщать детей к декоративному искусству. Развивать творческую активность, научить самостоятельно составлять узоры, рисовать элементы дымковской росписи,закреплять знание о цвете; Формировать чувство цвета. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь к родному.

Программные задачи:

Закрепить знания о дымковских игрушках, продолжить знакомить детей с дымковской росписью;

Учить рисовать элементы дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольцо, волнистые линии);

Учить самостоятельности, учить составлять узор из знакомых элементов на шаблонах;

Закрепить знания цвета;

Воспитывать интерес к рисованию, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Словарь:

Дымковская игрушка, барышня, кружок, точка, полоска, кольцо, волнистая линия.

Материал:

Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки, готовые шаблонные рисунки дымковской барышни.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, открыток, картин о дымковских игрушках, раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке, чтение и заучивание стихотворений о народных умельцах и дымковских игрушках. Чтение русских потешек, песенок,загадок.

Ход занятия:

Воспитатель:

Сегодня, дети, я приглашаю вас на галерею рисунков дымковской игрушки.

(3 стола,на каждом дымковская игрушка: птицы,животные, барышни. Дети,походя к каждому из столов,рассматривают, а воспитатель читает потешки

Вот Индюк нарядный!

Весь такой он ладный!

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил!

Ах, лошадка-то, какая:

Грива в кудрях,золотая.

По бокам кружочки,

Кружочки, словно точки.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Посмотрите как здесь красиво! Отгадайте загадку:

Зонтик грибком,

Руки крендельком –
Ходит девица пешком.
Что за игрушка?

(Дымковская барыня)

Как же много разных барышень! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки).Вам нравятся игрушки?

Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор, .

Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.

Какие они все яркие и разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские).

А почему они так называются?


Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.


(Всегда только белые)


(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо)

Какого цвета больше? Какие цвета использованы?


(Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)


(У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)

Правильно! А вот у этих платья белыми остались! Они обиженные стоят на стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.

Садитесь поудобнее, начинаем работу.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физминутка.

Птичка, птичка прилетела

И на дерево присела.

Крылышками машет

И тихонько пляшет.

А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим рисунки.

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышень,но подождите с ответом,у нас ещё есть одно дело:

Дети,а посмотрите,что у нас приготовлено в уголке ряженья?(юбки, сарафаны, кокошники).А как вы думаете,для чего они нам понадобятся?(наряжаться)Правильно,наши девочки сейчас покажут нам шикарные наряды в ДЫМКОВСКОМ стиле(РН музыка,дети наряжаются)Показ костюмов.

А ответить на вопросы:



3. Чем отличаются наряды барышень,которых мы расписывали?

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Теперь можете подарить свои рисунки нашим гостям.Занятие окончено.Спасибо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конс пект интегрированного О.О.Д детьми 2 младшей группы

Образовательная деятельность:

Художественное творчество(рисование)

Интеграция образовательных деятельностей: «Коммуникация»,«Познание», «Физкультура», «Музыка»

Тема: «Укрась Дымковскую игрушку»

Цель:

Приобщать детей к декоративному искусству. Развивать творческую активность, научить самостоятельно составлять узоры, рисовать элементы дымковской росписи,закреплять знание о цвете; Формировать чувство цвета. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь к родному.

Программные задачи:

Закрепить знания о дымковских игрушках, продолжить знакомить детей с дымковской росписью;

Учить рисовать элементы дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольцо, волнистые линии);

Учить самостоятельности, учить составлять узор из знакомых элементов на шаблонах;

Закрепить знания цвета;

Воспитывать интерес к рисованию, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Словарь:

Дымковская игрушка, барышня, кружок, точка, полоска, кольцо, волнистая линия.

Материал:

Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки, готовые шаблонные рисунки дымковской барышни.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, открыток, картин о дымковских игрушках, раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке, чтение и заучивание стихотворений о народных умельцах и дымковских игрушках. Чтение русских потешек, песенок,загадок.

Ход занятия:

Воспитатель:

Сегодня, дети, я приглашаю вас на галерею рисунков дымковской игрушки.

(3 стола,на каждом дымковская игрушка: птицы,животные, барышни. Дети,походя к каждому из столов,рассматривают, а воспитатель читает потешки

ИНДЮК

Вот Индюк нарядный!

Весь такой он ладный!

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил!

Ах, лошадка-то, какая:

Грива в кудрях,золотая.

По бокам кружочки,

Кружочки, словно точки.

БАРЫШНЯ

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Посмотрите как здесь красиво! Отгадайте загадку:

Зонтик грибком,

Руки крендельком –
Ходит девица пешком.
Что за игрушка?

(Дымковская барыня)

Как же много разных барышень! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки).Вам нравятся игрушки?

- Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор, .

Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.

Какие они все яркие и разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские).

А почему они так называются?

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Какого цвета бывают дымковские игрушки?
(Всегда только белые)

А какие узоры на дымковских игрушках?
(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо)

Какого цвета больше? Какие цвета использованы?

Какими приёмами выполняются узоры?
(Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи?
(У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)

Правильно! А вот у этих платья белыми остались! Они обиженные стоят на стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.

Садитесь поудобнее, начинаем работу.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физминутка.

Птичка, птичка прилетела

И на дерево присела.

Крылышками машет

И тихонько пляшет.

А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим рисунки.

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышень,но подождите с ответом,у нас ещё есть одно дело:

Дети,а посмотрите,что у нас приготовлено в уголке ряженья?(юбки, сарафаны, кокошники).А как вы думаете,для чего они нам понадобятся?(наряжаться)Правильно,наши девочки сейчас покажут нам шикарные наряды в ДЫМКОВСКОМ стиле(РН музыка,дети наряжаются)Показ костюмов.

А ответить на вопросы:

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Что тебе больше всего здесь запомнилось?
3. Чем отличаются наряды барышень,которых мы расписывали?

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Теперь можете подарить свои рисунки нашим гостям.Занятие окончено.Спасибо.


Ирина Дубик
Конспект ООД во второй младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой»

Цель : Знакомство с декоративно-прикладным искусством; расширять представления детей о народных традициях; формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

Задачи :

- познакомить с дымковской игрушкой , учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек ; вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту узора дымковской игрушки , радость от созданного изображения.

Развивать чувство цвета, вырисовывать узоры по мотивам игрушки ;

Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Методы :

1. Объяснительно-репродуктивный.

2. Наглядный метод.

3. Практический.

Оборудование : фигурки Дымковских игрушек , иллюстрации по теме; образец дымковской лошадки , гуашь, ватные палочки, салфетки, стаканы с водой.

Предварительная работа :

1. Рассматривание альбома «Дымковские игрушки » .

2. Чтение стихов о Дымке .

3. Прорисовывание элементов Дымковской росписи .

Ход занятия:

Ребята, нам сегодня в группу почтальон принес посылку. Давайте посмотрим, что нам прислали? (воспитатель достает дымковские игрушки ) .

Вы любите играть в игрушки ?

Какая ваша самая любимая игрушка ?

Ребята, нам прислали необычные игрушки . Они называются - дымковскими игрушками . Эти игрушки делали , да и сейчас делают, в Дымковской слободе еще с древних времен. Всю долгую зиму лепили дымковские мастера из глины забавные фигурки людей и животных, обжигали в печи, покрывали мелом, разведенном в молоке, украшали узором. А сами за работой сказки сказывали. Поэтому такими веселыми и получались игрушки . А с приходом весны несли их на ярмарку - солнце зазывать, весну закликать. Себе – на радость, людям - на потеху. Благодаря трудам народных умельцев слобода стала известна во всем мире как родина знаменитых глиняных расписных игрушек . Такие игрушки созданы мастерами , которые жили в деревне Дымково .

Вьется голубой дымок

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом

Голубые дали

И село большое

Дымково назвали

Давайте рассмотрим эти удивительные глиняные игрушки : птичек, лошадок, барышень.

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный

У большого индюка

Все расписаны бока.

(слайд 1)

Как хороша это девица-душа

Щеки алые горят, удивительный наряд

Сидит кокошник горделиво

Барышня так красива!

(слайд 2)

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах!

Он качает головой

Посмотрите я какой! (слайд 3)

Конь бежит

Вся земля дрожит.

В поле травушка-муравушка,

Ничком лежит.

(слайд 4)

Утка - Марфутка

Бережком идет,

Уточек - Марфуточек

Купаться ведет.

(слайд 5)

Какие цвета используют мастера при росписи этих замечательных игрушек ?

Дети рассматривают игрушки и описывают узоры : кружочки, точки, горошины, полосочки.

Все игрушки не простые ,

А волшебно расписные

Белоснежны как березки

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор

Но отвести не в силах взор.

(слайд 6)

Ребята, посмотрите на эту красочную карусель. Вы хотели бы прокатиться на карусели? (слайд 7)

Воспитатель предлагает детям покататься на карусели вместе с дымковскими игрушками (силуэты игрушек прикрепляются к свободным ленточкам карусели).

Карусель

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом кругом-кругом,

Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут.

Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается.

II. Практическая часть

Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами ? Я предлагаю вам самим украсить дымковскую игрушку – лошадку . Но сначала давайте вспомним, какие краски используют мастера при росписи дымковских игрушек ? (Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый) .

Ребята мастер и нам дал фигуру лошадки и попросил ее украсить кружочками и точками.

Посмотрите, как я украшу свою лошадку. (Рисование пальчиком кружочков разного цвета, точки рисуем ватной палочкой).

Вот и украсила я свою лошадку. Посмотрите, какая она красивая! Я знаю, что у вас получится еще лучше.

Но прежде, чем вы приступите к работе, мы сделаем зарядку для наших пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Есть у нас игрушки :

(Хлопки) .

Пластмассовые погремушки,

(Встряхивают кулачки) .

Мишка мягкий меховой,

(Сжимают и разжимают пальцы) .

Мяч резиновый цветной,

(Делают шар из пальцев) .

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный,

.

Шарик легкий надувной,

(Руки сложить в круг перед собой) .

Я люблю играть с тобой.

(Хлопают в ладоши) .

А сейчас приступаем к работе, рисуем узоры на своих лошадках.

Дети рисуют узор на фигурке лошадки. Воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.

Какие замечательные игрушки – лошадки у нас получились. Яркие, нарядные.

Мастеров из славной «Дымки »

Никогда нам не забыть.

Итог :

С какими игрушками мы познакомились ?

Какую дымковскую игрушку мы украшали ?

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по знакомству с дымковской игрушкой «Сказочная птица» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (средняя группа) Тема: «Сказочная птица».

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть русской культуры. Эмоциональность, поэтичная образность этого.

В рамках проекта «Знакомство с русским народным творчеством» знакомила детей с русскими народными промыслами. Решила использовать для этого.

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» «Знакомство с дымковской игрушкой» Младшая группа. МБДОУ «Березка» Воспитатель: Мухаметшина Н. В. Виды детской деятельности.

Виды детской деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, продуктивная, художественная. Задачи: 1.

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

МЛАДШАЯ ГРУППА

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Знакомство с дымковскими игрушками

Программное содержание: Познакомить детей с новым видом народной игрушки – дымковской. Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал – глину, украшения игрушек, нарядность, яркость. Воспитывать интерес к народному искусству. Материал: дымковские игрушки, кукла Петрушка.

Ход занятия

Входит Петрушка. Петрушка. Здравствуйте, ребята! Я веселая игрушка, А зовут меня… (Петрушка). Верно! Я самый веселый на свете. За это нравлюсь я детям. Я пришел к вам не один, А привел своих друзей. А где же они? Воспитатель. Не волнуйся, Петрушка, я знаю, где они. Петрушка. Я тоже догадался. Они на ярмарке. Ярмарка – это игрушки, подарки, игры, веселье. Раньше люди часто ходили туда продавать и покупать игрушки, веселиться, играть, отдыхать. Пойдемте на ярмарку, я вас познакомлю со своими друзьями. Дети входят в зал. Звучит русская народная мелодия. В зале на столах организована выставка дымковской игрушки. Петрушка. Не стесняйтесь! Знакомьтесь с ними поближе, выбирайте себе игрушку. Дети ходят по залу и рассматривают игрушки, называют их (птица, конь, барышня и пр.). Воспитатель. Вам понравились игрушки? Их ласково и нежно называют «дымка», потому что делают эти игрушки в селе Дымково, а называются они – дымковские. – Как называются эти игрушки? (Дымковские игрушки.) – Из чего делают дымковские игрушки? (Из глины.) Рассматривание иллюстраций с дымковскими игрушками. – Какими узорами украшают игрушки дымковские мастера? (Кольца, круги, полоски, точки и др.) -Какие цвета любят дымковские мастера? (Красный, оранжевый, желтый – солнечные, зеленый, синий, черный.) Петрушка. Какие яркие цвета, как весело от такого хоровода красок! Еще игрушки украшают золотом: шляпу, кокошник. Вот теперь игрушки готовы. Дети выбирают игрушки. Петрушка (расхваливает товар ):

Кони глиняные мчатся

На подставке что есть сил,

И за хвост е удержаться,

Если гриву упустил.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

И нарядны, словно ситцы!

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью-ти!

Фью-ти, фью-ти, гнездо вью.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива!

Петрушка. Вот дымковская карусель пригашает нас к себе! Дети ставят игрушки. Игра «Карусель». Петрушка. Праздник нам кончать пора. Собирайся, детвора! С «дымкой» расстаемся мы сейчас, Только всем покажем русский пляс! Советы воспитателю. Перед досугом организовать выставку дымковских игрушек. Уточнить их название, рассмотреть узоры.

Рисование. Дорожка для коня

Программное содержание: Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять один из элементов узора – круг, составлять узор на полосе из кругов, украшать их черными точками, выбирать цвет для кругов. Пробуждать интерес к дымковской игрушке. Материал: дымковский конь, кукла Петрушка, бумага белая 5х25 см, гуашь красная, оранжевая, желтая, зеленая и черная.

Ход занятия

Петрушка. Здравствуйте, дети, помните, мы с вами ходили на ярмарку? – Только забыл, какие игрушки мы там видели? (Дымковские игрушки.) – Из чего они сделаны? (Из глины.) Спасибо, что напомнили. Но сегодня я пришел к вам не один. (Показывает дымковского коня .) Вот конь да конь, Он копытом бьет, Удила грызет! Нет свободы, нет простора, Негде ему скакать! Воспитатель. Это конь не простой, а сказочный. Он украшен ярким узором. Воспитатель выбирает элемент узора – круг. Предлагает найти его на игрушке, определить цвет. Посмотреть, какие еще цвета любят дымковские мастера. (Красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий и черный.) Затем предлагает нарисовать дорожку для коня и украсить ее кругами. Показывает, как нарисовать одинаковые круги (плавным движением, не отрывая руки, ворс кисти бежит за палочкой, которая смотрит вверх). Уточняет, что цвет для круга каждый выбирает самостоятельно. Обращает внимание, как расположены черные точки вокруг круга. В ходе занятия воспитатель вместе с петрушкой помогает детям расположить круги, в рисовании кругов, точек. В конце занятия разложить все работы и рассмотреть вместе с Петрушкой. Воспитатель. – Какие дорожки самые красивые? – У кого все кружочки одинаковые? – По каким дорожкам вам хочется побегать? – Какие дорожки выберет конь? Подводя итог, Петрушка говорит, что дымковский конь скачет по всем дорожкам. Все они красивые, яркие, украшены кругами и точками. Проводится игра «Лошадки». Дети играют с Петрушкой и дымковским конем. Советы воспитателю. На выставке дымковских игрушек рассмотреть их, назвать, выделить элементы узора: круги, кольца, прямые линии, их цвет и украшения – точки.

Рисование. Ткань на юбку для дымковской барышни

Программное содержание: Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить рассматривать и выделять элементы узора (круг, полосы, украшения точками). Учить рисовать клетчатый узор из горизонтальных и вертикальных линий, заполнять клетки кругами. Учить выбирать два цвета для линий и кругов, черный для точек. Воспитывать любовь к народному творчеству. Материал: дымковские игрушки с клетчатым узором и их изображения на иллюстрациях, трафареты с изображением дымковской барышни; бумага белая 15х15 см, гуашь.

Ход занятия

Входит воспитатель с двумя трафаретами дымковских барышень (одна веселая, другая грустная). Воспитатель. Кто догадался, в чем дело? (У дымковской барышни не украшена юбка.)

В слободе на Вятке, Прямо у колодца, Дымковская барышня Плачет и смеется: «Все мои подружки, Сестренки и браться К празднику одели Дымковские платья. Только мне, бедняжке, Очень уж обидно – Не хватило ткани Для меня, как видно» Воспитатель предлагает нарисовать узор для юбки. Дети рассматривают дымковские игрушки, выделяют клетчатый узор, рассказывают, как нарисовать линии узора, показываю движение рукой на листе: сначала вертикальные, потом горизонтальные. (Сначала по краям и посередине.) Каждую точки. Цвет каждый мастер выбирает самостоятельно. Педагог сухой кистью показывает последовательность рисования линий на листе. Уточняет, что затем в каждой клетке нужно нарисовать круг и в конце – точки вокруг круга. Дети рисуют узор. Воспитатель уточняет последовательность расположения узора. В конце занятия рассмотреть все узоры, выбрать самые прямые линии, у кого получились ровные клетки. Воспитатель. – Кто нарисовал самые красивые круги и украсил их? – Кто нарисовал самый сказочный дымковский узор? Выбранные работы вставить в трафарет – «одеть» барышню. Барышня выбирает самую яркую, нарядную юбку. Советы воспитателю. Рассмотреть на выставке дымковские игрушки с клетчатым узором и их изображения на иллюстрациях, фотографиях, найти знакомые элементы, красивые сочетания цветов, яркие, солнечные.