Никакие знания о свойствах центральной нервной системы не дают возможности видеть процессы, происходящие в головном мозге только что появившегося на свет младенца. В тот момент, когда впервые мама и малыш встречаются взглядами, образуется связь между нейроном сетчатки ребенка и тем нейроном в коре головного мозга, что отвечает за зрительную функцию. Соединение нейронов подобно вспышке, а в результате лицо мамы навсегда отпечатывается в детской памяти. Мы не можем наблюдать за такими преобразованиями, но важно понимать, что еще много лет будет длиться этот процесс роста, развития, создания новых узлов связи, обеспечивающих маленькому человеку способность чувствовать и мыслить, запоминать и учиться делать все, чего никогда не делал раньше.
В этой статье:
Развитие мозга ребенка подтверждают сопутствующие его росту физиологические изменения. Когда ребенку исполняется 5 лет, его головной мозг по размерам уже максимально приближается к параметрам головного мозга взрослого человека. По ходу его развития ребенок осваивает новые навыки, совершенствует речь и моторную деятельность.
Нейроны - сотни миллиардов клеток, лежащие в основе нервной системы – начинают развиваться еще на этапе формирования эмбриона, и к моменту появления на свет малыша процесс доходит до определенной степени зрелости. Рост глиальных клеток, ответственных за качество передачи нервных импульсов и изолирующих нейроны, продолжается до конца второго года жизни ребенка.
Наиболее интенсивными рост и развитие головного мозга считаются в период от рождения и до двух лет. Именно в это время глиальные клетки увеличиваются в количестве, нейроны - в размерах, а синапсы (межнейронные зоны контакта) становятся более сложными. Эти изменения протекают, пусть уже и не с такой скоростью, в течение всего дошкольного возраста ребенка.
В период активного развития мозг отличается особой пластичностью и гибкостью, поэтому в случае получения травмы дети быстро восстанавливаются без особых последствий для организма. Чем старше ребенок, тем сложнее ему будет восстановиться после серьезной травмы головного мозга.
По результатам исследований в области развития мозга детей ученые пришли к выводу о том, что работа мозга имеет прямую связь с движением тела – то есть движение стимулирует процесс развития мозга. Именно поэтому маленькие дети в первые же дни после рождения совершают ряд специфических движений.
Специалисты уверены, что совершаемые ребенком движения можно привести к единой системе, способствующей стимуляции детского головного мозга, а впоследствии и взрослого – вплоть до
80 лет! Целенаправленные действия являются отличным подспорьем для мозга и нервной системы в отношении оптимальной производительности в разных областях:
Ниже рассмотрим несколько методик, активно используемых сегодня для развития головного мозга в детском возрасте.
Brain Gym - это одна из методик, разработанных для тренировки мозга путем целенаправленной физической деятельности. Тренировки активируют ряд когнитивных функций, позволяют улучшить память, способствуют развитию речи и концентрации внимания, повышают способности в области чтения, письма и пр.
Методика может быть использована в нескольких направлениях и областях:
Именно развитие моторики движений будет способствовать улучшению внимания, речи, повышению самооценки ребенка.
Методика была признана в десятках стран мира, включена в список программ «Успешные инновации обучения». Применение ее на практике помогает развивать детей независимо от того, сколько им лет. Малыши учатся концентрировать внимание, поэтому становятся более внимательными, лучше и быстрее усваивают информацию.
Еще один вариант
программы - это методика профессора Макото Шихида о целенаправленном развитии в детском возрасте правого полушария мозга. Ученый активно работает над исследованием программ обучения и развития дошкольников уже более 60 лет. Он утверждает, что каждый ребенок, появившийся на свет, гениален. Профессор уверен, что методика по стимуляции раннего развития правого полушария головного мозга с утробы матери и до зрелости будет иметь стопроцентный результат.
Методика строится на следующих принципах.
Чем активнее развивается левое полушарие мозга, тем сложнее будет работать над развитием функционала правого полушария. Если ребенок с детства получает огромный объем информации и его мозг просто забит знаниями, то работать над развитием правого полушария в дальнейшем будет практически невозможно. Профессор убежден, что главное - это не знания и не полученное образование, а развитие способностей детей к усвоению информации. Именно это он считает главной целью методики.
Детский головной мозг, подобно губке, может впитывать множество информации. Несколько дней может понадобиться ребенку для того, чтобы освоить новые навыки, на которые у взрослого ушли бы месяцы. Эту способность мозга можно использовать и взрослым, стимулируя его развитие.
Существует множество упражнений, способных активировать головной мозг ребенка и стимулировать его развитие. Многие из них можно делать дома, с самого раннего возраста. Ниже некоторые из эффективных и простых упражнений.
Все эти упражнения объединяет одно: выполняются они двумя руками, чтобы головной мозг детей развивался в обоих полушариях равномерно.
Из этого можно сделать вывод о том, что, развивая головной мозг детей в раннем возрасте, можно и нужно брать за основу несколько методик, соединяя их в свой собственный комплексный подход, который даст результат. Не стоит в раннем возрасте перегружать детей информацией о числах, буквах, звуках, таким образом стимулируя развитие левого полушария. Правильным будет сконцентрироваться на двигательной активности, направляя ее в нужное русло.
Во время внутриутробного периода мозг развивается на 70%. Еще на 30% развитие происходит с младенчества до дошкольного возраста. Первые 12 месяцев жизни малыша связаны с его бурным и всесторонним развитием, когда он растет буквально каждый день, набирает вес и мышечную массу. Огромную скорость развития набирает в этот период и мозг.
Закладка мозгового вещества начинается на первых неделях беременности. В этот отрезок времени происходит зарождение нейронов, которые не стоят на месте, а перемещаются на свое постоянное «место жительства» и существуют порознь друг от друга. После второго месяца начинается деление мозга малыша на несколько частей. А уже на 35 неделе кору головного мозга малыша по структуре можно полностью сравнить с корой взрослого человека.
Поскольку малыш появляется на свет практически с сформированным головным мозгом, период с рождения до 3 лет является периодом усовершенствований. Нейроны ежеминутно растут и связываются между собой. За одну секунду в клетках головного мозга создается до 2 миллионов синапсов, связующих нейроны. На протяжении всей жизни количественный уровень нейронов не изменяется. Многочисленные навыки, умения и рефлексы, в число которых входят и жизненно важные, заложены в головном мозге с самого рождения. На протяжении первых трех лет связь между нейронами становится неимоверно крепкой, синапсы вырастают, словно, деревья с огромным количеством веток. К трехлетнему возрасту по объему мозг малышей и взрослых людей различается всего на 15%.
После трех лет формирование головного мозга малыша снижает свои темпы. Заканчивается же формирование уже после 6 летнего возраста. Поэтому в этом возрасте способности мозга практически ничем не уступают возможностям мозга взрослых.
Чтобы головной мозг имел возможность гармонично развиваться, малышу необходимо создать определенную среду, которая будет насыщена только положительными впечатлениями и эмоциями. В такой среде происходит стимуляция развития мозга, и начинается его активная работа. Поскольку в первые годы жизни у ребенка происходит зарождение будущих основ приспособленности к жизни и мышления, здоровья и различных навыков, задачей родителей становится организация помощи в формировании мозга. Малыш должен быть окружен различными звуками и изображениями, запахами и прикосновениями. Все это стимулирует мозг на его скорейшее формирование.
В 2008 году ученые Гарвардского университета провели исследования, которые позволили выделить несколько негативных факторов, мешающих нормальному развитию головного мозга человека. К ним относятся:
Если в семье имеет место быть более одного негативного фактора, то развитие головного мозга ребенка идет с некоторым отставанием. При наличии всех пяти факторов вместе, мозг ребенка развивается на 70% медленнее.
Увидеть разницу между детьми можно уже в трехлетнем возрасте. Главным признаком неблагополучия в семье является скудный словарный запас. Если оба родителя имеют низкий уровень образования, ведут асоциальный образ жизни и не имеют возможности проводить время с ребенком в достаточном количестве, малыш может значительно отставать от своих сверстников умственными способностями. Бывают и исключения, когда ребенок из неполноценной семьи уже с 3 лет осознает «ненормальность» существования своей семьи и стремится получить свое первое образование от социального окружения (детский сад, сверстники и их родители и т. д.).
Не последнюю роль в развитии головного мозга играет и питание. Во время беременности и грудного вскармливания физическое и психическое развитие малыша полностью зависит от образа жизни мамы и ее питания. Сейчас существует множество данных о том, какие именно продукты и содержащиеся в них
вещества оказывают влияние на формирование мозга ребенка. Поэтому мамы должны подробно изучить информацию и исключить из своего питания продукты с негативным воздействием. После введения первого прикорма стоит обратить внимание и на здоровое питание малыша. Особую роль в правильном развитии и формировании головного мозга и нервной системы играют «умные липиды», которые содержаться в растительных маслах, орехах, морепродуктах и т. д.
Сегодня все больше родителей изучают правила раннего развития детей, одобряя последние исследования ученых, которые говорят о необходимости закладывания первых «кирпичиков» будущих знаний. Для этого специалисты рекомендуют создать с самого рождения стимулирующую среду, которая включает два фактора:
В первом случае важно найти «золотую» середину при внедрении задач. Ребенку не должно быть очень сложно или очень легко. Здесь родители должны учитывать уровень развития малыша на каждом этапе его жизни.
Во втором случае под связью подразумевается полное взаимопонимание ребенка и взрослых. Причем, родители должны высказывать не только свое одобрение, но и критику. Так малыш сможет осознать, что в различных ситуациях может быть несколько линий поведения.
По последним данным раннее развитие подразумевает под собой образовательный процесс, который должен начинаться еще в утробе мамы. То есть будущая мама, находясь в «интересном» положении, уже должна серьезно отнестись к этому вопросу. Во время беременности нужно не только правильно питаться, поставляя малышу необходимые для развития головного мозга вещества, но и приобщать его к «великому». Чтение, рукоделие, прослушивание музыкальных произведений, живопись и пр. – все это ведет к формированию головного мозга малыша. Соблюдая правила развития мозга вашего ребенка, можно вырастить настоящего гения!