Четвертый месяц — развивающие игры для малыша. Развитие ребенка на пятом месяце Какие развивающие игрушки в 4 месяца

Что подарить

Милые девушки, здравствуйте!

Прошло четыре месяца, с того момента, как вы привезли своего малыша из роддома. Эти четыре месяца вы привыкали друг к другу: подстраивались под ваши общие ритмы, учились понимать потребности крохи, общаться друг с другом.

Как организовать режим дня у четырехмесячного крохи? В какие игры, и какими игрушками можно играть в этом возрасте? Как можно заниматься с малышом в «домашних условиях»? Обо всем этом, а именно о том, как развивать ребенка в 4 месяца, мы поговорим с вами в этой статье.

Навыки ребенка в 4 месяца

Ваш малыш значительно подрос и пока еще усиленно набирает вес, в силу невысокой физической активности. Сейчас он весит примерно 6 – 7 кг (колебания в ту, или другую сторону на 1 кг совсем не критично, поверьте), его рост – 60 – 63 см (колебания на 3 см тоже находятся в пределах нормы).

Какие же навыки приобрел кроха к четвертому месяцу жизни?

  • В положении на животе ребенок уверенно держит голову и глядит в стороны и вперед перед собой, ближе к 4,5 месяцам, опираясь на предплечья, поднимает не только голову, но и верхнюю часть тела;
  • Самостоятельно поворачивается с живота на бок, а затем на спинку. И в обратную сторону: со спинки – на бок;
  • Сводит ручки вместе, с интересом играет пальчиками, может засунуть пальчик в рот;
  • Трясет погремушку, для того, чтобы услышать ее звучание, может сам удержать игрушку, вложенную в ладошку примерно 30 секунд, следит за яркой игрушкой, поворачивая голову;
  • Если потянуть за ручки – садится и уверенно держит голову;
  • Узнает маму и близких родственников. Улыбается, когда с ним разговаривают. Активно отвечает: гулит, лепечет. В этом возрасте малыш еще эмоционально не отделим от мамы, поэтому если у мамы плохое настроение, ей грустно – малыш тоже начинает грустить (да-да, уже в этом возрасте малыши способны эмоционально «отражать» состояние близкого им взрослого), а когда радостно – тоже радуется в ответ. Громко смеется, в ответ на общение с ним.
  • Еще про эмоции: в четыре месяца малыш испытывает такие эмоциональные состояния, как страх, радость, обиду, любопытство.
  • Главная цель, ради которой ребенок действует с игрушкой, – это исследование их разнообразных особенностей: цвета, формы, звука и т.п.
  • Ваш кроха способен сам переводить взгляд с одного предмета на другой и рассматривать его в деталях, как взрослый.
  • При появлении различных звуков прислушивается 2-3 секунды, поворачивает голову, чтобы найти источник звука. По-разному реагирует на музыку, узнает и улыбается знакомой мелодии и может даже «подпевать»!

Как мы можем помочь в развитии своего крохи?

  • Подберите яркие игрушки. Пусть это будут разнообразные, но простые по форме животные и другие фигурки, пищалки, погремушки с разными на ощупь поверхностями, природные материалы: шишки, крупные камушки (обязательно вымытые и высушенные). Игрушки должны быть безопасные для малыша, не иметь мелких деталей и острых углов, ну, это вы и сами знаете. У погремушки обязательно должна быть удобная для захвата ручка, хорошо, если она будет сделана из приятного, мягкого и теплого на ощупь материала. Вам также может пригодиться , в 4 месяца они все еще актуальны.
  • Существует ряд упражнений для физического развития малыша. Такие упражнения помогут укрепить спинку, ручки, шею и животик и стимулировать дальнейшую двигательную активность.
    1. Поиграйте с ним в игру «велосипед». Поочередно сгибайте и разгибайте ножки, «крутите педали», так, как будто бы он едет на велосипеде. Озвучивайте вашу игру: пусть «велосипед» катится быстро или медленно. Комментируйте то, что он «встречает» на дорожке, по ходу езды. Можете подключить для этого все те же игрушки: малыш услышит, как разговаривают лесные звери и поют птицы. Это упражнение, кстати, будет прекрасным и для развития слуха крохи.
    2. Дайте малышу пальцы своих рук, а когда он захватит их своими ручками, – отведите в сторону. Затем вернитесь в исходное положение и немного прижмите их к груди ребенка. Разводите и сводите ручки вместе несколько раз под музыку или просто под «раз, два, три, четыре». Улыбнитесь малышу. Вот, теперь это действительно веселое упражнение.
    3. Вложите пальцы в ладошки малыша, когда он захватит их, вы подтягивайте за ручки вверх, слегка придерживая за запястья. Кроха примет сидячее положение – покачайте его легонько из стороны в сторону. Слегка наклоните назад и верните в исходное положение.
    4. В положение на животике аккуратно возьмите кроху за коленку и подтягивайте ее в сторону и немного вверх, оставляя ее при этом на твердой поверхности, как будто малыш собрался плавать «по-лягушачьи», но только гребет одной ножкой. Верните в исходное положение. Подставьте свои ладони к пяточкам ребенка. Он начнет рефлекторно отталкиваться от них и пытаться ползти. А если впереди у малыша будет какой-нибудь интересный предмет, что-нибудь ярко-шуршащее, мотивация к ползанию будет еще выше.
  • Для того чтобы у ребенка возникло желание перевернуться со спинки на животик, поиграйте с ним в такую игру: покажите яркую игрушку (это может быть погремушка или просто любая фигурка, издающая звуки). Потрясите немного над ним, но в ручки не давайте. Затем, отведите игрушку в сторону. Кроха начнет следить за ней сначала глазами, затем повернет голову, а потом начнет тянуться к ней всем телом. Постепенно, он перевернется на бочок, а затем и на животик.

Режим дня и кормление

Про навыки малыша и как их тренировать мы немного разобрались, очередь за режимом дня и кормлением.

Есть ли у вас «ночь», милые мамы? Французские родители, совершенно не сомневаясь в правильности своего мнения, ответят вам: «В четыре месяца – конечно, есть у всех!». По-французски, разумеется. Действительно, четыре месяца – это тот возраст, в котором малыш уже «имеет ночь» и может давать высыпаться своим родителям.

Однако всем нам знакомая Всемирная организация здравоохранения утверждает, что ребенок в возрасте четырех месяцев может (и это даже хорошо!) просыпаться на кормления несколько раз в течение ночи. Дело в том, что ночными кормлениями малыш стимулирует лактацию, т.е. выработку грудного молока, которое так необходимо крохе в этом нежном возрасте. Именно ночью, по исследованиям ВОЗ, выделяется гормон пролактин, который количественно и качественно влияет на выработку материнского молока.

Поэтому, милые мамы, ночные «перекусы» – это все же временные явления. Конечно, учитывая то, что кроха все же делает между ними перерывы. Если же ребенок просыпается очень часто, подолгу «висит на груди», то проблема вовсе не в ночном кормлении. У малыша могут резаться зубки (и такое бывает в четыре месяца), болеть животик, кроха перевозбудился или случилась еще какая-нибудь неприятность. В этом случае – врач-педиатр вам в помощь. А в норме у здорового ребенка могут быть в среднем три-четыре «просыпания» за ночь.

По советам российских педиатров режим дня четырехмесячного крохи должен быть построен таким образом:

6.00 – 6.30 – просыпаемся для первого кормления;
6.30 – 8.00 – и остаемся на период утреннего бодрствования;
8.00 – 10.00 – малыш снова спит;
10.00 – 10.30 – наступает второе кормление;
10.30 – 12.00 – и переходит в новый период дневного бодрствования;
12.00 – 14.00 – очередной дневной сон;
14.00 – 14.30 – наступает третье кормление;
14.30 – 16.00 – и переходит в период бодрствования (лучше на свежем воздухе);
16.00 – 18.00 – малыш опять спит, тоже желательно на свежем воздухе;
18.00 – 18.30 – наступает четвертое кормление;
18.30 – 20.00 – и продолжается периодом бодрствования. Здесь же – купание.
20.00 – 22.00 – переходим к вечернему сну;
22.00 – 22.30 – завершающее, пятое кормление;
22.30 – 6.00 – и, наконец, ночной сон.

Малышу исполнилось 4 месяца, и сейчас этот крошечный комочек счастья стал больше бодрствовать, активно гулит и радуется появлению мамы и уже может совершать некоторые движения самостоятельно, а именно: перевороты на животик со спины и захват небольших предметов.

  1. Занятия для развития зрения
  2. Физическое развитие
  3. Занятия для развития зрения

Занятия с ребенком в 4 месяца включают в себя упражнения на развитие слуха, зрения, внимания ребенка.

Занятия для развития зрения

Уже сейчас можно потихоньку вводить понятия базовых свойств предмета: размера, цвета, формы – не переусердствуйте в своих стараниях – малыш еще слишком мал, чтобы освоить большой объем информации. Детская память в таком возрасте достаточно кратковременна и для достижения результатов, а особенно для их закрепления в детском сознании необходимо методичное и неспешное изучение материала.

Выбирая игрушки для ребенка, старайтесь останавливаться на тех, чья расцветка не является слишком сложной – дети в таком возрасте предпочитают однотонные предметы, либо раскрашенные максимально в два-три цвета с четкими границами, пестрые расцветки со сложным рисунком четырехмесячный малыш воспринять не в состоянии. Главная задача родителей – проявлять терпение. Поверьте, в скором времени Вам воздастся за старание.

Физическое развитие

Ребенок в 4 месяца уже много умеет, с удовольствием воспринимает не только развивающие игры, но и физические упражнения.

Пользуйтесь возможностью делать ежедневную зарядку – чем старше и самостоятельнее становится малыш, тем сложнее маме привлечь его к физическим упражнениям.

Очень скоро наступит момент, когда кроха начнет попросту уползать во время занятий, если сочтет такое времяпрепровождение недостаточно интересным. Маме необходимо проявлять все больше изобретательности для развлечения малыша. Вот почему массаж и зарядка должны проводится в виде веселой игры и непременно в период, когда ребенок наиболее спокоен. Пойте песенки, больше улыбайтесь малышу, совмещайте гимнастику с игрой в «ладушки» или «козу рогатую» - пусть такое времяпрепровождение будет приносить как можно больше веселых положительных эмоций и удовольствия!

Для того, чтобы помочь малышу научится и укрепить соответствующие мышцы пресса и спину можно поиграть в «колобочки»: осторожно покатайте кроху по кровати. Несколько раз, перевернув его на живот и обратно. Расскажите при этом крохе веселую историю про то, что он колобок, который убегает от дедушки и бабушки или пружинистый резиновый мячик.

Начинаем проводить упражнения на укрепление рук и позвоночника – дайте ребенку ухватится за указательные пальцы Ваших рук и слегка потяните его на себя. Такое упражнение поможет научить ребенка сидеть. Конечно, садить кроху в 4 месяца еще нельзя – навык ребенок освоит месяцам к 6.

Вообще любые манипуляции, проводимые с ребенком необходимо комментировать вслух – таким образом, Вы успокаиваете малыша и формируете у него памятные реакции на определенные действия, а во вторых доставляете ему несомненное удовольствие, привнося элемент игры в самые простые будничные моменты.

Занятия для развития осязания и моторики

Комплекс занятий с ребенком в 4 месяца включает в себя поглаживание и массирование ручек и ножек – погладьте и поцелуйте каждый пальчик, приговаривая веселый стишок. Пальчиковая гимнастика очень полезна для крохи в период до года и старше: она помогает развить не только мелкую моторику, но и активизировать те мозговые центры, которые отвечают за речь.

Во что играть с ребенком?

Простые и известные всем стишки про «сороку – ворону» станут Вашим первым шажочком на пути к самостоятельно произнесенному первому слову.

Игры с ребенком в 4 месяца могут проходить с использованием совершенно разных подручных материалов: дайте ему пощупать кусочки различной материи или размотать клубок пряжи - такие упражнения направлены на развитие моторики и тактильных ощущений.


Помните, что используя в развивающих играх для малыша потенциально опасные предметы, Вы не должны оставлять его без внимания ни на секунду. Покажите ребенку, что разные вещи издают разные звуки – постучите по перевернутой кастрюле рукой, а потом погремушкой, дайте в руку платок или салфетку – пусть малыш потрясет ей и поймет, что данный предмет звука не издает.

Занятия для развития зрения



Четырехмесячный ребенок с большим удовольствием будет изучать свое изображение в зеркале – в этом возрасте появляется реакция на отражение. Улыбнитесь второму малышу в зеркале и помашите ему рукой, проделайте тоже самое с реальным ребенком.

Задаваясь вопросом, как играть с ребенком в 4 месяца помните, что в развитии крохи самое главное - это творческий подход и Ваше полное участие. Дети, которым родители уделяют внимание, которых несколько десятков раз в день обнимают, целуют, с которыми разговаривают - спокойнее, увереннее и общительнее своих обделенных сверстников. Помните об этом и проявляйте максимум участия к своему ребенку, какого бы возраста он ни был.

Обустраивая детскую для своего долгожданного малыша, большинство из нас либо откладывает покупку игрушек на последний момент, отдавая их приобретение на откуп друзьям, либо, напротив, скупает весь имеющийся в распоряжении ассортимент. Между тем игрушки для малыша, особенно в первые месяцы, — один из важнейших источников получения новой информации о мире, инструмент развития сознания и мелкой моторики, которая непосредственно связана с развитием речи малыша. Именно поэтому мы создали для вас краткий путеводитель с информацией о том, какие же игрушки понадобятся вашему ребенку в первые полгода его жизни.

Общие правила при покупке игрушек

Проверьте игрушку на прочность и убедитесь, что у нее нет мелких деталей, которые могут отвалиться и попасть малышу в рот, и острых краев, о которые можно пораниться. Оптимальный вариант — игрушки красного, желтого, зеленого и синего цветов. Именно их груднички воспринимают первыми. Помните, что одновременно ребенка должно окружать не более 2-3 игрушек, которые вы будете менять раз в несколько дней.

Помните, что одновременно ребенка должно окружать не более 2-3 игрушек.

Первый месяц

В первый месяц жизни вашего малыша игрушки вам пока еще не понадобятся. Но вы можете простимулировать развитие зрения ребенка, повесив рядом с кроваткой или пеленальным столиком несколько простых черно-белых изображений с геометрическим рисунком . С их помощью он будет учиться умению фокусировать свой взгляд.

Второй месяц

В этот момент ваша кроха начнет интересоваться своим ближайшим окружением, поэтому самое время укрепить над его кроваткой или пеленальным столиком яркий мобиль (подвижную конструкцию с музыкой и различными фигурками), веселую погремушку или картонные фигурки (кубики, призмы, шары) с черно-белыми геометрическими рисунками. Они будут способствовать развитию зрения малыша и его способности фиксировать взгляд на движущемся предмете.

Третий месяц

Самое время начать развивать хватательные способности вашего малыша. Для этой цели прекрасно подойдут погремушки и любые другие игрушки, которые можно взять рукой (мячики, грибки, пластмассовые и резиновые колечки и так далее). Позаботьтесь о том, чтобы в вашем распоряжении были погремушки разной формы: с рифленой ручкой, в форме кольца, с ручкой в виде палочки и так далее. Такие игрушки могут быть как пластмассовыми, так и тканевыми. Лучше, если в вашем распоряжении будут и те, и другие. Еще один необходимый элемент детской — это развивающий коврик с дугами . Кроме того, вам понадобится большой пляжный или гимнастический мяч , на котором вы сможете по утрам катать ребенка.

Четвертый месяц

Вам понадобятся несколько ярких игрушек, способных привлечь его внимание.

На этом этапе ваша задача — закрепить интерес малыша к лежанию на животике и простимулировать его желание переворачиваться. Поэтому вам понадобятся несколько ярких игрушек, способных привлечь его внимание. Можете использовать с этой целью неваляшек, погремушки и мягкие мячи, колокольчики или другие звучащие игрушки. Кроме того, сейчас само время развивать тактильную чувствительность. С этой задачей прекрасно справятся игрушки, сделанные из разных тканей , или просто набор разных лоскутков (перышки, атлас, мех, фланель и другие материалы). Для развития мелкой моторики приобретите яркие тряпичные браслеты или носочки с бубенчиком , которые можно одеть на ручку малыша. Такая игрушка научит ребенка соединять две ручки вместе и касаться одной ручкой другой. Месяцем позже вы будете закреплять их на ножках малыша.

Пятый месяц

Игрушка этого месяца — кубики . Они могут быть как пластмассовыми, так и деревянными и даже виниловыми. Знакомство с их прямоугольной формой будет развивать хватательные навыки малыша. Для развития мелкой моторики в этом возрасте запаситесь небольшими мячиками (размером с шарик для пинг-понга), брусочками и маленькими кубиками . Лучше, если все предметы будут деревянными. С их помощью вы будете учить ребенка перекладывать предметы из руки в руку и принимать решения. Еще одна полезная игрушка на этом этапе — кольцо-прорезыватель , предназначенное для жевания в период появления зубов. Отдайте предпочтение изделиям с поверхностью разной степени ребристости и тем, которые можно охлаждать в холодильнике. В этом случае они помогут снять боль при появлении первых зубов.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенку становится интересно играть в книжки с картинками.

Самое время уделить внимание развитию слуха малыша, разнообразив его жизнь музыкальными игрушками . Они будут учить ребенка находить источник звука, а также могут простимулировать его желание поползти к нему. Кроме этого, приобретите игрушки для купания . Вашему крохе будет интересно играть с ними в ванне. В этом возрасте ребенку становится интересно играть в книжки с картинками . Они могут быть деревянными, из плотного картона, тряпичными и даже виниловыми. Помимо этого приобретите также игрушки, в которых есть зеркальце , ребенок будет с интересом изучать свое отражение .

В следующем материале мы расскажем вам о том, какие игрушки понадобятся вашему малышу во втором полугодии.

Нашему малышу уже 4 месяца. Время летит быстро, а ребеночек все больше и больше приспосабливается к этому миру. Все вокруг для него очень интересное, но он еще слишком маленький для того, чтобы самостоятельно познавать окружающую среду. Родители могут ему в этом помочь. А как же замечательно учиться играя?! Давайте посмотрим, в какие развивающие занятия мы можем играть с малышом на этом этапе его развития.

Перечень этих игр, конечно же, не окончательный. Он поможет вам понять основные принципы развивающих занятий и направит вас в этом увлекательном процессе.

Не заставляйте малыша, если он не хочет играть или ему не нравится, может просто сейчас у него не то настроение. Попытайтесь поиграть с ним позже в эту игру. Помните, что вы делаете это не для того, чтобы просто сделать, а для того, чтобы провести хорошо и с пользой время с вашим ребенком! Важно также, не оставлять ребенка одного без присмотра!

Играем в прятки

Эту игра имеет множество вариантов и насколько у вас хватит фантазии, так разнообразно вы и будете в нее и играть. Ниже привожу несколько примеров.

  1. Сначала закройте свои глаза ладошками, а затем разведите ладошки со словами «ку-ку!». Повторите это несколько раз. Затем закройте глазки малыша своими ладошками, разведите их со словами «ку-ку!». Повторите это несколько раз.
  2. Можно поиграть в эту игру накрыв свою голову одеялом и выглядывать со словами «ку-ку!».
  3. Спрячьтесь с поля зрения малыша, затем выгляните и скажите «ку-ку!».
  4. Вы можете попробовать набрасывать полупрозрачный платок на малыша. Малыш будет скидывать его с себя, а если нет, то помогите ему и скажите «ку-ку!».
  5. Можно прятаться не только самому, но и прятать различные игрушки и предметы.

Играем с мыльными пузырями

Пускайте в присутствии ребенка мыльные пузыри. Ребенок с удовольствиями понаблюдает за парящими в воздухе прозрачными мячиками. А также поймайте мыльный пузырь шерстяной варежкой и пусть ребенок поближе его рассмотрит.

Игры с мячом

Поиграйте с ребенком с помощью надувного яркого пляжного мяча.

Положите ребеночка перед вами на спине. Держите мяч прямо над ним, вращая и раскачивая его. Малыш попытается его схватить. При необходимости, помогите малышу удержать мячик. Подбрасывайте мячик вверх и бросайте ребенку в ручки.

Малыш может помогать себе удерживать мячик ножками. Попытайтесь поднести мячик к ножкам ребенка, он попытается оттолкнуть мячик. Если нет, помогите ему ударить по мячику ножкой или двумя.

Упражнение способствует развитию тактильных ощущений ребенка, укрепляет мышцы ног и живота.

Слушаем музыку и поем песенки

Детям нравится музыка и ритм. Еще внутриутробный мир ребенка был наполнен разнообразными звуками: биение сердца матери, движение крови по ее телу, работа легких и т.д. Музыка и пение помогают соединять нервные связи в мозгу, развивает детский музыкальный слух и чувство ритма, и, при использовании музыкальных инструментов, учит устанавливать логические взаимосвязи между своими движениями и звуком.

Поэтому не забывайте петь малышу песенки и слушать музыкальные произведения. И поверьте, ему все равно, какой у вас голос и музыкальный слух. Для него главное слышать родной голосок, видеть родное лицо и ваше внимание!

Детям очень нравится успокаивающий ритм колыбельных песен. Пойте их ребенку перед сном или включайте на компьютере. Это станет для него своеобразным приятным ритуалом.

В этом возрасте к пению можно добавить такие инструменты, как деревянные ложки или игрушечные барабаны (это может быть и пластиковая, металлическая (только не очень тяжелая) миска или жестяная банка). Давайте малышу пробовать настукивать ритм. Покажите ребенку, как можно ударять по барабану ладошкой и кулачком, и кроха будет с удовольствием стучать по барабану, а также барабаном по полу и мебели. Вы можете соорудить целую барабанную установку из жестяных банок и позволить малышу барабанить по ним, поддерживая его под мышки в вертикальном положении.

«Носок с ярким рисунком»

В следующей игре из цикла мы будем изучать части нашего тела в увлекательной форме.

Оденьте ребеночку на ногу яркий носок, на ручки яркие перчатки или специальные игрушки, которые кроме ярких цветов издают различные звуки. Подскажите ребеночку, что это ручка, это вот пальчик такой-то, это ножка, вот это вот изображено на перчатке, на носочке и т.д. Понаблюдайте за реакцией малыша и, если ему понравилось, и он хватает свою ножку или ручку, то практикуйте эту игру, а если нет, то повторите ее позже.

«Две игрушки»

Положите в каждую ручку ребенка по игрушке, которая пищит, например, резиновая. Понаблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Старшие малыши могут сжимать обе игрушки одновременно. Помогите ребеночку, если ему тяжело.

В этот период ребенок начинает перекладывать предметы из одной руки в другую. Вложите ребенку в руку погремушку. Потрясите ручку с вложенной игрушкой. Покажите ему, как нужно перекладывать предмет в другую ручку. Для этого положите свободную ручку на погремушку, и ребенок автоматически ухватится за нее. Разожмите пальчики другой ручки. Похвалите ребеночка.

Эта игра развивает простые двигательные навыки и координацию движения.

«Забавы для ручек»

Важно также развитие мелкой моторики и обогащение сенсорных ощущений ребенка, в частности, тактильных.

Для этого давайте ребенку ощупывать предметы разной текстуры (мотки ниток, ткани, бумага, мешочки с разными наполнителями (крупы, бобовые и т.д.).

Используйте в игре погремушки. Погремушка-это, наверное, одна из первых игрушек вашего малыша. И, скорой всего, их в доме у вас есть несколько штук: различной формы и расцветки. Эта игра позволит задействовать ваши погремушки и разнообразить их повседневное использование. Предложите ребенку погремушку, протягивая ее над рукой ребенка (поочередно правой и левой). Если он не пытается ее захватить, поднесите ее ближе к ручке и помогите ребенку захватить ее. Обхватите кулачок малыша с игрушкой своей ладонью, помогите ему ощупать ручку погремушки. С каждым занятием все выше и выше поднимайте игрушку над рукой и все меньше помогайте малышу.

«Качаем малыша»

Последнюю из цикла «Развивающие занятия с ребенком в 4-е месяца» хочу предложить вам игру «Качаем малыша».

Качание очень нравится маленьким детям. Если вы во время раскачивания поете песни или читаете стихи, то у ребенка будут образовываться важные соединения в мозгу, а также вырабатывается чувство ритма, малыш учится удерживать равновесие и развивается вестибулярный аппарат.

Посадите малыша на колени и раскачивайтесь взад – вперед, в стороны. Для этого вы можете использовать кресло-качалку или фитбол. При этом читайте любимый стишок или пойте песенку.

«Зеркало»

Подносите ребенка к большому зеркалу. Показывайте и называйте ему разные предметы, части тела, совершайте ими движения (качайте головой, махайте руками, хлопайте в ладоши…), задавайте вопросы… Он с радостью будет вас слушать и вам улыбаться.

Ребенок с большим удовольствием будет играть с безопасным зеркальцем, подвешенным в его кроватке или коляске.

В ходе игры увеличивается словарный запас, малыш учится узнавать свое отражение в зеркале.

Рассматриваем картинки

Малышу будет интересно рассматривать черно-белые, яркие картинки контрастных цветов, на которых малыш узнает различные предметы, фотографии самого малыша и членов его семьи, тематические карточки с изображениями животных, растений, птиц, игрушек, мебели, фруктов и овощей и т.д.

Показывайте малышу картинки и обязательно объясняйте ему, что на них изображено.

За один раз не стоит рассматривать с малышом более 3-х картинок.

Также периодически заменяйте картинки на новые или хотя бы меняйте их местами.

«Занимательные беседы»

В следующей игре из цикла «Развивающие занятия с ребенком в 4-е месяца» мы будем разговаривать с нашим малышом.

В этом возрасте дети лепечут. Повторяйте за ребеночком его детские разговорчики, и это принесет ему массу удовольствия. Таким образом вы поощряете его речевую деятельность. Если вы будете обращать внимание на определенные звуки ребенка, типа «ма-ма» ли «па-па», то малыш станет произносить их чаще.

Разговаривайте с ребенком чаще, рассказывайте о том, что происходит рядом, смотрите ему в глаза, улыбайтесь и кивайте. Малыш так поймет, что его понимают, слушают.

«Потанцуем»

Крепко возьмите ребенка под мышками и сделайте несколько танцевальных движений. Или берите ребенка на ручки и танцуйте. Попробуйте потанцевать под любимую песенку или стишок.

«Физические упражнения»

Ребенку в этом возрасте уже не так интересно просто лежать в кроватке или коляске, поэтому ему становятся более интересными подвижные игры. Это может быть и массаж и динамическая гимнастика. Или разные подъёмы вверх/вниз, легкие покачивания на коленках и т.д. Это большая тема, которую сложно вместить в один пункт, рекомендую вам ознакомиться с ней поближе и в других источниках:).

«Туда-обратно»

Последнюю из цикла «Развивающие занятия с ребенком в 4-е месяца» хочу предложить вам игру «Туда-обратно».

Вам понадобится небольшая пластмассовая машинка на колесиках или другая игрушка, которая сможет перемещаться по полу. Можете насыпать в небольшую пластмассовую бутылку крупу или другой сыпучий материал.

Положите малыша на животик, можете подложить ему под грудь валик из полотенца, чтобы ему было легче находиться в таком положении, и он смог подольше поиграть.

Подтолкните машинку по направлению к малышу, потом - от него. Бутылка при перекатывании будет интересно шуршать.

Толкайте машинку туда и обратно сначала сами, а затем вместе с малышом. Расскажите ребенку, что это за игрушка, ее части, покрутите колесики.

Какие игры нравятся вашему ребенку, а какие нет? Какие трудности возникают у вас во время игры? Делитесь своим опытом в комментариях:)

Удачных игр с вашим малышом!

Статья подготовлена с использованием материалов интернета, книг и личного опыта.

(Visited 58 130 time, 1 visit today)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Опубликовано в ,
Помечено ,

Первый год жизни ребенка - наиболее насыщенный как в плане развития эмоций, интеллектуального роста, так и в физическом аспекте. На первом году жизни воспринимать малыша как объект для кормления, мытья и сна нельзя. С ним необходимо играть, ведь в это время закладываются основные механизмы поведения человека как личности. Малыш учится разным способам эмоционального, морального и физического реагирования на внешние раздражители и события.

В 4 месяца малыш кажется совсем маленьким и беззащитным, однако это не мешает ему активно исследовать окружающий мир и развиваться огромными темпами

Обучение в большой степени происходит по методу импринтинга, то есть ребенок неосознанно запоминает, а в будущем копирует поведение значимых взрослых, в первую очередь родителей - об этом им нужно помнить при демонстрации тех или иных реакций в присутствии младенца. Мозг - не мышца, но нуждается к «накачке», как и физическое тело, только тренируясь, он совершенствуется. Развивающие игры – один из основных способов развития интеллектуальной сферы детей.

Что можно развить с помощью игры у 4-х месячного малыша?

  • хватательные движения;
  • тактильные ощущения;
  • мышечный корсет и, как следствие, умение держать голову, а в будущим садиться, вставать, ходить;
  • органы осязания и соответствующие им мозговые центры;
  • эмоциональную сферу.

В 4 месяца ребенку очень нужны игрушки, ведь время бодрствования увеличивается - уже можно с пользой развлечь малыша, поиграть с ним дома, предложив занятия для развития тела и ума. К четырем месяцам кроха должен научиться брать то, что вкладывают ему в руку, хватать предметы в поле его зрения (если он может до них дотянуться), способен различать неодинаковые поверхности. Кисти рук должны быть задействованы как можно больше и чаще, тогда занятия легко проводить в домашних условиях, они позволяют «убить не двух, а трех зайцев»:

  • совершенствуют тактильные возможности;
  • стимулируют центры в мозге, связанные с ладонной поверхностью руки, а это большая часть мозга;
  • задействуют биологически активные точки, которые нормализуют работу внутренних органов.

Разрешайте малышу трогать самые разные предметы, грызть их, перебирать, тогда он будет расти смышленым. В возрасте 4 месяцев малыш нуждается в массаже и упражнениях, которые позволят ему держать голову - для этих целей ребенка надо выкладывать на животик.



Упражнения по мелкой моторике - основа развития малыша в этом возрасте

Какие игрушки предложить крохе?

  • удобные для хватания;
  • подходящие для грызения;
  • достаточно крупные и имеющие разную форму;
  • яркие, желательно присутствие всех цветов радуги;
  • с аудио-эффектами (погремушки, шуршалки, бубенцы, пищалки и т.д.).

Игрушки для малыша в 4 месяца должны быть подходящими по размеру к его ручке, удобными для хватания и удержания, то есть с кольцами, относительно небольшого диаметра, погремушки. К этому возрасту у ребенка начинают активно резаться в зубы, поэтому все, что вы дадите крохе, будет во рту (рекомендуем прочитать: ). Соответственно, на игрушках не должно быть бумажных наклеек или снимаемого лака, который он сгрызет, размер должен быть таким, чтобы малютка не мог их проглотить. Хотя бы часть игрушки должна легко входить в рот малыша. Далеко не все дети активно грызут прорезыватели, многие используют для «чесания» десен совершенно неподходящие для этого предметы: детские ложечки, пластиковые крышки от банок с водой и т.п.

В 4 месяца игрушки можно давать в ручку малыша или подвешивать над кроваткой так, чтобы он мог дотянуться до них рукой - это могут быть резиновые, пластиковые игрушки (зверушки, которые можно называть малышу) или детали от крупного конструктора (параллелограмм, куб, шар и т.д).



Милые забавные игрушки над кроваткой - не просто декор детской комнаты, они помогают малышу развиваться и отлично влияют на мелкую моторику

Общие правила проведения развивающих игр

Общие правила для проведения любой игры с ребенком в 4 месяца сводятся к готовности малыша к ним. Он должен быть:

  • здоровым;
  • сытым;
  • бодрым, а не сонным;
  • удобно одетым и в чистом подгузнике.

Доктор Комаровский подчеркивает, что дети 4-5 месяцев голод терпеть не могут, поэтому отвлечь малыша интересным занятием на долгое время не получится - голодный ребенок играть не захочет (рекомендуем прочитать: ). Не стоит также развлекать младенца, который хочет спать - это принесет больше вреда, чем пользы.

Игры для развития эмоциональной сферы и слуха

«Чтение в лицах» поможет занять малыша во время бодрствования и наладить с ним контакт на уровне передачи эмоций тоном, подстегнет к развитию первых речевых навыков. Для этой игры мама укладывает малыша в кроватку и читает ему сказку с обилием диалогов. Читать следует в лицах, выразительно, сопровождая мимикой те или иные аспекты эмоционального состояния героев. Малыш будет прислушиваться к голосу мамы, научаясь дифференцировать интонации. Со временем он будет гулить в ответ.

Следующая игра - «бубенцы» , очень проста в исполнении. Для этого маленькие колокольчики или погремушки привязывают к рукам (ногам) крохи с помощью ленточек или нетугих резинок. Двигая ручками, малыш будет задействовать игрушку, своим звоном привлекающую его. Во-первых, таким образом, он учится понимать, где его ручки (ножки), во-вторых будут тренироваться звуковые сенсоры и понимание, что именно его движения вызывают музыкальные звуки. Есть и другие игры, с которыми можно ознакомиться на видео.

Игры для развития движений

Упражнения и массаж в форме игры не только укрепят мышцы малыша, уберут гипертонус, но и порадуют ребенка. Начинают упражнения с предварительного массажа - он заключается в поглаживаниях ручек, ножек, животика. Затем делают 3 раза перекрещивания ручками и ножками. Полностью упражнение повторяют 5 раз, потом поочередно поджимают ножки крохе. Далее синхронно поднимают и опускают обе руки малыша, попеременно поднимают, и опускают руки ребенка. Упражнение делают по 5 раз каждое, комплекс повторяют еще раз в полном объеме.



Игры на кроватке и массаж способствуют физическому развитию малыша (подробнее в статье: )

Заниматься с малышом подобным образом можно дважды в день. Если кроха не хочет, сопротивляется каждому движению, напрягая ножки, отложите игру на другое время.

Игра для развития тактильных ощущений

Развивающая игра в узелки , скорее всего, заинтересует малыша и поможет развитию его тактильных навыков, а также простимулирует хватательные движения. Для ее проведения понадобится тесьма или ленточка с завязанными на ней узелками. Общая длина ленты 0,4 м, узелки завязывают каждые 0,1 м.

Подготовленную ленту дают в руку ребенку, затем ее потихоньку тянут, давая малышу почувствовать узелок. Движения должны быть плавными, чтобы не поранить кожный покров малютки. Важно добиться понимания малыша и его реакции на наличие узелков. В четыре месяца он вполне способен осознать происходящее. Если упражнение не приносит видимой пользы сразу, не бросайте его - со временем эффект будет.

Развивающая игра с ребенком 4-х месяцев вполне может быть интересной и полезной для укрепления отношений и налаживания взаимного понимания.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог